Неточные совпадения
Я всегда делил
людей на
людей Достоевского и
людей, чуждых его
духу.
Достоевского мучит не столько тема о Боге, сколько тема о
человеке и его судьбе, его мучит загадка человеческого
духа.
Реальна у него духовная глубина
человека, реальна судьба человеческого
духа.
Этот процесс отчуждения от
человека его глубинного духовного мира начинается в религиозно-церковной сфере, как отдаление в исключительно трансцендентный мир своей жизни
духа и создания религии для души, устремленной к этому отнятому у нее духовному миру.
Достоевский как явление
духа обозначает поворот внутрь, к духовной глубине
человека, к духовному опыту, возвращение
человеку его собственной духовной глубины, прорыв через замкнутую «материальную» и «психологическую» действительность.
Дух не вне
человека, а внутри
человека.
Бог и дьявол, небо и ад раскрываются не в глубинах человеческого
духа, не в бездонности духовного опыта, а даны
человеку, обладают реальностью, подобной реальностям предметного материального мира.
Там вновь откроются
человеку и Бог и небо, а не только дьявол и ад, но не как объективный порядок, данный
человеку извне, а как встреча с последней глубиной человеческого
духа, как изнутри открывающиеся реальности.
И Достоевский исследует до глубины эти пути, эти пути облегчения и устроения
человека без свободы его
духа.
В христианстве открылась не только свобода второго Адама, вторично в
духе рожденного
человека, но и свобода первого Адама, не только свобода добра, но и свобода зла.
Человек должен был пройти через выпадение из принудительного миропорядка, должен через свободу своего
духа провести миропорядок.
Он отвергает «чудо, тайну и авторитет» как насилие над человеческой совестью, как лишение
человека свободы его
духа.
И каждый
человек в христианском мире должен повторить слова Петра из глубины своего свободного
духа, своей свободной совести.
Он менее всего свободный
духом человек.
Безудержная, безмерная свобода сладострастия делает
человека его рабом, лишает свободы
духа.
В ней совершается отречение от свободы человеческого
духа во имя счастья
людей.
Человек не мог вынести бремени свободы
духа, он устрашился страдальческого пути свободы.
Одержимость идеей всеобщего счастья, всеобщего соединения
людей без Бога заключает в себе страшную опасность гибели
человека, истребления свободы его
духа.
Человек сам не может примириться с тем, что он не ответствен за зло и преступление, что он не свободное существо, не
дух, а отражение социальной среды.
Тайный помысел, не всегда доходящий до человеческого сознания, направленный к отрицанию бытия нашего ближнего, есть уже убийство в
духе, и
человек ответствен за него.
Но он сказал: «Зачем живет такой
человек?» И этим он совершил отцеубийство в глубине своего
духа.
Или
человек — бессмертный
дух, имеющий вечную судьбу, или он преходящий эмпирический феномен, пассивный продукт природной и социальной среды.
Это
дух небытия, подстерегающий
человека.
Второе «я» раздвоенного
человека есть
дух небытия, есть гибель бытия их личности.
В своем творчестве Достоевский раскрывает трагический путь своего мужского
духа, который был для него путем
человека.
Достоевский — художник и мыслитель эпохи начавшейся подземной революции, революции в
духе людей, в
духе народа.
Он не любил «революцию», потому что она ведет к рабству
человека, к отрицанию свободы
духа.
Человек несчастен, судьба его трагична, потому что он наделен свободой
духа.
Страдание
людей и отсутствие у многих
людей даже хлеба насущного происходит не от того, что эксплуатирует
человека человек, один класс — другой класс, как учит религия социализма, а от того, что
человек рожден свободным существом, свободным
духом.
И там и здесь отрицание свободы совести, и там и здесь
дух крайней ортодоксальности и нетерпимости, и там и здесь принуждение к добру и добродетели, и там и здесь принудительный универсализм и принудительное соединение
людей, и там и здесь организация жизни, не допускающая свободной игры человеческих сил.
Человек лишен своей свободы,
человек — раб стихийных
духов.
В его отношении к Европе сказывается всечеловечность русского
духа, способность русского
человека переживать все великое, что было в мире, как свое родное.
Это означает, что в строении души русского
человека форма не овладевает содержанием, душевно-телесной стихией не овладевает
дух.
В самом строении русской земли чувствуется затруднительность самодисциплины
духа для русского
человека.
То же начало лежит в основании католической инквизиции и принудительного социализма, то же неверие в свободу
духа, в Бога и
человека, в Богочеловека и Богочеловечество.
Свобода человеческого
духа несовместима со счастьем
людей.
Но христианство потому не осчастливило
людей и не накормило их, что оно не признает насилия над свободой человеческого
духа, свободой совести, что оно обращено к свободе человеческой и от нее ждет исполнения заветов Христа.
Социализм принимает три искушения, отвергнутые Христом в пустыне, отрекается от свободы
духа во имя счастья и успокоения миллионов
людей.
Людьми нового
духа открывается впервые Достоевский.
У нас все еще не совершилось того, что для германского народа совершил Фихте и
люди его
духа.
Неточные совпадения
— А, как это мило! — сказала она, подавая руку мужу и улыбкой здороваясь с домашним
человеком, Слюдиным. — Ты ночуешь, надеюсь? — было первое слово, которое подсказал ей
дух обмана, — а теперь едем вместе. Только жаль, что я обещала Бетси. Она заедет за мной.
И я и миллионы
людей, живших века тому назад и живущих теперь, мужики, нищие
духом и мудрецы, думавшие и писавшие об этом, своим неясным языком говорящие то же, — мы все согласны в этом одном: для чего надо жить и что хорошо.
Из его родных гостил в это лето у них один Сергей Иванович, но и тот был не Левинского, а Кознышевекого склада
человек, так что Левинский
дух совершенно уничтожался.
Самая полнота и средние лета Чичикова много повредят ему: полноты ни в каком случае не простят герою, и весьма многие дамы, отворотившись, скажут: «Фи, такой гадкий!» Увы! все это известно автору, и при всем том он не может взять в герои добродетельного
человека, но… может быть, в сей же самой повести почуются иные, еще доселе не бранные струны, предстанет несметное богатство русского
духа, пройдет муж, одаренный божескими доблестями, или чудная русская девица, какой не сыскать нигде в мире, со всей дивной красотой женской души, вся из великодушного стремления и самоотвержения.
В продолжение этого времени он имел удовольствие испытать приятные минуты, известные всякому путешественнику, когда в чемодане все уложено и в комнате валяются только веревочки, бумажки да разный сор, когда
человек не принадлежит ни к дороге, ни к сиденью на месте, видит из окна проходящих плетущихся
людей, толкующих об своих гривнах и с каким-то глупым любопытством поднимающих глаза, чтобы, взглянув на него, опять продолжать свою дорогу, что еще более растравляет нерасположение
духа бедного неедущего путешественника.