К самому Достоевскому применимы слова Великого Инквизитора: «Ты взял все, что было необычайного, гадательного и неопределенного, взял все, что было не по
силам людям, а потому поступил как бы не любя их вовсе».
И вот вместо твердых основ для успокоения совести человеческой раз и навсегда, Ты взял все, что есть необычайного, гадательного и неопределенного, взял все, что было не по
силам людей, а потому поступил как бы и не любя их вовсе».
Неточные совпадения
И в этой исступленной экстатической стихии с еще большей
силой утверждается образ
человека, лик
человека.
И вот
человек испытывает свои
силы, свое могущество, свое призвание стать человекобогом.
Человек делается одержимым какой-нибудь «идеей», и в этой одержимости уже начинает угасать его свобода, он становится рабом какой-то посторонней
силы.
И вот с поразительной
силой обнаруживается в «Преступлении и наказании», что это не дозволено, что такой
человек духовно убивает себя.
Он понял, что легко убить
человека, что эксперимент этот не так труден, но что это не дает никакой
силы, что это лишает
человека духовной
силы.
Обнаруживается, что ложная идея сверхчеловечества губит
человека, что претензия на безмерную
силу обнаруживает слабость и немощь.
Человек остается одиноким, предоставленным себе в своих полярных страстях, он лишь истощает свои
силы.
На судьбе Ставрогина показывается, что желать всего без разбора и границы, оформляющей лик
человека, все равно что ничего уже не желать, и что безмерность
силы, ни на что не направленной, все равно что совершенное бессилие.
В гениальной по
силе прозрения утопии грядущего, рассказанной Версиловым,
люди прилепляются друг к другу и любят друг друга, потому что исчезла великая идея Бога и бессмертия.
После проклятий, комьев грязи и свистков настало затишье и
люди остались одни, как желали: великая прежняя идея оставила их; великий источник
сил, до сих пор питавший и гревший их, отходит, как то величавое, зовущее солнце в картине Клода Лоррена, но это был уже как бы последний день человечества.
И там и здесь отрицание свободы совести, и там и здесь дух крайней ортодоксальности и нетерпимости, и там и здесь принуждение к добру и добродетели, и там и здесь принудительный универсализм и принудительное соединение
людей, и там и здесь организация жизни, не допускающая свободной игры человеческих
сил.
Человек, который владел бы своей духовной свободой, своей индивидуально-качественной творческой
силой, не мог бы находиться во власти революционной стихии.
Потеряв веру, Великий Инквизитор почувствовал, что огромная масса
людей не в
силах вынести бремени свободы, раскрытой Христом.
Человек не выдерживает великого испытания его духовных
сил, его духовной свободы, его призванности к высшей жизни.
Это испытание его
сил было выражением великого уважения к
человеку, признанием его высшей духовной природы.
Божественная правда, поражающая своим могуществом, торжествующая в мире и
силой своей берущая души
людей, не требовала бы свободы для своего принятия.
— «Людей, говорит, моего класса, которые принимают эту философию истории как истину обязательную и для них, я, говорит, считаю ду-ра-ка-ми, даже — предателями по неразумию их, потому что неоспоримый закон подлинной истории — эксплоатация сил природы и
сил человека, и чем беспощаднее насилие — тем выше культура». Каково, а? А там — закоренелые либералы были…
Познание не есть только интеллектуальный процесс, в нем действуют все
силы человека, волевое избрание, притяжение и отталкивание от Истины.
И вот вместо твердых основ для успокоения совести человеческой раз навсегда — ты взял все, что есть необычайного, гадательного и неопределенного, взял все, что было не по
силам людей, а потому поступил как бы и не любя их вовсе, — и это кто же: тот, который пришел отдать за них жизнь свою!
В походе надо сообразоваться не столько с
силами людей, сколько с силами вьючных животных. И в самом деле, они несут большие тяжести, поэтому при всякой более или менее продолжительной остановке надо облегчить их спины от груза.
Неточные совпадения
— Смотри, не хвастай
силою, — // Сказал мужик с одышкою, // Расслабленный, худой // (Нос вострый, как у мертвого, // Как грабли руки тощие, // Как спицы ноги длинные, // Не
человек — комар).
Что с великаном поделает // Хилый, больной
человек? // Нужны тут
силы железные, // Нужен не старческий век!
Я хотел бы, например, чтоб при воспитании сына знатного господина наставник его всякий день разогнул ему Историю и указал ему в ней два места: в одном, как великие
люди способствовали благу своего отечества; в другом, как вельможа недостойный, употребивший во зло свою доверенность и
силу, с высоты пышной своей знатности низвергся в бездну презрения и поношения.
Дети, которые при рождении оказываются не обещающими быть твердыми в бедствиях, умерщвляются;
люди крайне престарелые и негодные для работ тоже могут быть умерщвляемы, но только в таком случае, если, по соображениям околоточных надзирателей, в общей экономии наличных
сил города чувствуется излишек.
— Опасность в скачках военных, кавалерийских, есть необходимое условие скачек. Если Англия может указать в военной истории на самые блестящие кавалерийские дела, то только благодаря тому, что она исторически развивала в себе эту
силу и животных и
людей. Спорт, по моему мнению, имеет большое значение, и, как всегда, мы видим только самое поверхностное.