Неточные совпадения
Вся новая история была испытанием
свободы человеческой, в ней были отпущены на
свободу человеческие силы.
Он будет до конца отрицать рационализацию
человеческого общества, будет до конца отрицать всякую попытку поставить благополучие, благоразумие и благоденствие выше
свободы, будет отрицать грядущий Хрустальный Дворец, грядущую гармонию, основанную на уничтожении
человеческой личности.
Можно было бы облегчить муки
человеческие, отняв у человека
свободу.
Христианство есть свободная любовь, и в благодати свободной любви примиряется
свобода Божья и
свобода человеческая.
Свобода духа
человеческого,
свобода совести входит в содержание христианской Истины.
Достоевский с небывалой остротой воспринял эту христианскую истину о
свободе человеческого духа.
Если все дозволено человеку, то
свобода человеческая переходит в рабствование самому себе.
Свобода человеческая достигает своего окончательного выражения в
свободе высшей,
свободе в Истине.
Свободу человеческого духа противополагает он и католичеству, и социализму.
На
свободе человеческой совести покоится эта вера.
Он отвергает «чудо, тайну и авторитет» как насилие над
человеческой совестью, как лишение человека
свободы его духа.
Три искушения, которыми искушал дьявол Христа в пустыне, направлены были против
свободы человеческого духа,
свободы человеческой совести.
Сын Божий, явившийся в мир в «зраке раба» и распятый на кресте, растерзанный миром, обращен к
свободе человеческого духа.
Достоевский открыл, что антихристово начало не что иное, как отрицание
свободы духа, как насилие над
человеческой совестью.
Свобода Раскольникова, переходящая границы
человеческой природы, порождает сознание собственного ничтожества, бессилия, несвободы.
Тут с необычайной гениальностью обнаруживается, что
свобода как своеволие и
человеческое самоутверждение должна прийти к отрицанию не только Бога, не только мира и человека, но также и самой
свободы.
Свобода человеческого духа,
свобода религиозной совести отрицается теми, которые шли путями своеволия.
Они неизбежно должны отречься от первородства
человеческого духа, от его первородной
свободы, они предают
свободу царству необходимости, они приходят к величайшим насилиям.
Он знал, что революция, которую он ощутил в подземном, подпочвенном слое России, не приведет к
свободе, что началось движение к окончательному порабощению
человеческого духа.
В ней совершается отречение от
свободы человеческого духа во имя счастья людей.
И он отказывается от
свободы, предает
свободу, бежит от нее к принудительному устроению
человеческого счастья.
Но своеволие и бунт против мирового смысла закрывают для
человеческого сознания самый доступ к идее
свободы.
И Достоевский доказывает бытие Божье через
свободу,
свободу человеческого духа.
И те, которые отвергают Бога и
свободу человеческого духа, стремятся к превращению мира в такой рациональный механизм, в такую принудительную гармонию.
Он видел в ней отрицание глубины
человеческой природы, отрицание
свободы человеческого духа и связанной с ней ответственности.
Зло заложено в глубине
человеческой природы, в ее иррациональной
свободе, в ее отпадении от природы божественной, оно имеет внутренний источник.
Сама «идея» безобразна, бессмысленна и бесчеловечна, в ней
свобода переходит в безграничный деспотизм, равенство — в страшное неравенство, обоготворение человека — в истребление
человеческой природы.
Внутренняя основа социализма есть неверие в Бога, бессмертие и
свободу человеческого духа.
«Ничего и никогда не было для человека и
человеческого общества невыносимее
свободы.
Религия социализма прежде всего ставит своей целью побороть
свободу,
свободу человеческого духа, которая рождает иррациональность жизни и неисчислимые страдания жизни.
Уже в «Записках из подполья» и «джентльмен с ретроградной и насмешливой физиономией» является представителем иррационального начала в
человеческой жизни, которое помешает устроению социальной гармонии и социального счастья, в нем восстанет изначальная
свобода человека, которая дороже человеку, чем счастье, чем хлеб насущный.
Свобода человеческого духа предполагает
свободу избрания,
свободу добра и зла, а следовательно, и неизбежность страдания в жизни, иррациональность жизни, трагедии жизни.
Свобода человеческого духа есть и
свобода зла, а не только добра.
Социализм есть порождение
человеческого самоутверждения,
человеческого своеволия, но он приканчивает
свободу человека.
И религия католичества, и религия социализма одинаково отрицают
свободу человеческой совести.
И там, и здесь отрицается
свобода человеческого духа.
И там и здесь отрицание
свободы совести, и там и здесь дух крайней ортодоксальности и нетерпимости, и там и здесь принуждение к добру и добродетели, и там и здесь принудительный универсализм и принудительное соединение людей, и там и здесь организация жизни, не допускающая свободной игры
человеческих сил.
Возможны три решения вопроса о мировой гармонии, о рае, об окончательном торжестве добра: 1) гармония, рай, жизнь в добре без
свободы избрания, без мировой трагедии, без страдания и творческого труда; 2) гармония, рай, жизнь в добре на вершине земной истории, купленная ценой неисчисляемых страданий и слез всех обреченных на смерть
человеческих поколений, превращенных в средство для грядущих счастливцев; 3) гармония, рай, жизнь в добре, к которым приходит человек через
свободу и страдание в плане, в который войдут все когда-либо жившие и страдавшие, т. е. в Царстве Божьем.
В ней сходятся все нити и разрешается основная тема, тема о
свободе человеческого духа.
Великий Инквизитор прежде всего отрицает идею Богочеловечества, близости и соединенности божеского и
человеческого начала в
свободе.
Свобода человеческого духа несовместима со счастьем людей.
Но христианство потому не осчастливило людей и не накормило их, что оно не признает насилия над
свободой человеческого духа,
свободой совести, что оно обращено к
свободе человеческой и от нее ждет исполнения заветов Христа.
Искушения отвергнуты Христом во имя
свободы человеческого духа.
Распятая правда обращена к
свободе человеческого духа.
Сын Божий должен был быть распят силами этого мира, чтобы
свобода духа
человеческого была утверждена.
Но если камни и могут быть превращены в хлебы, то страшной ценой — утери
свободы человеческого духа.
Неточные совпадения
Мысль о скорой разлуке со мною так поразила матушку, что она уронила ложку в кастрюльку и слезы потекли по ее лицу. Напротив того, трудно описать мое восхищение. Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о
свободе, об удовольствиях петербургской жизни. Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению моему, было верхом благополучия
человеческого.
— Он говорит, что внутренний мир не может быть выяснен навыками разума мыслить мир внешний идеалистически или материалистически; эти навыки только суживают, уродуют подлинное
человеческое, убивают
свободу воображения идеями, догмами…
— Нам необходима борьба за
свободу борьбы, за право отстаивать
человеческие права, — говорит Маракуев: разрубая воздух ребром ладони. — Марксисты утверждают, что крестьянство надобно загнать на фабрики, переварить в фабричном котле…
— И слава Богу: аминь! — заключил он. — Канарейка тоже счастлива в клетке, и даже поет; но она счастлива канареечным, а не
человеческим счастьем… Нет, кузина, над вами совершено систематически утонченное умерщвление
свободы духа,
свободы ума,
свободы сердца! Вы — прекрасная пленница в светском серале и прозябаете в своем неведении.
Это есть главная трагедия истории, трагедия
свободы и необходимости,
человеческой судьбы и исторической судьбы.