Неточные совпадения
Сознание подавлено подсознательным, как это открывает современная
психология, и закрыто для сверхсознательного.
В современном человеке, которого наблюдает и изучает
психология, есть не только современное
сознание и современный строй души, в нем есть также древний архаический человек, есть дитя с инфантильными инстинктами, есть неврастеник и сумасшедший.
Жизнь подсознательного или бессознательного совершенно ускользала от старой
психологии, она принимала на веру показания
сознания.
И вот для новой
психологии и психологической антропологии основным является различение в человеческой душе
сознания и подсознательного.
Новые
психология и психопатология открывают глубокий, иррациональный слой в человеческой душе, скрытый от
сознания.
Психопатология и
психология знают бессознательное в низших его формах и
сознание, но не знают сверхсознательного и даже не различают между подсознательным и сверхсознательным.
В
психологии масс
сознание играет ничтожную роль, и управлять массами можно только через бессознательное.
Неточные совпадения
С точки зрения современной
психологии мою изначальную тему можно было бы формулировать как различение между бессознательным и
сознанием, но научная
психология и ее представители не способны к философскому обоснованию и развитию учения о бессознательном.
С одной стороны, гносеологов подстерегает метафизика и онтология (сверхиндивидуальный субъект,
сознание вообще и т. п.); с другой, подстерегает
психология и биология (психофизическая организация, субъект психологический и биологический).
Психология народных обрядов коренится в религиозном миросозерцании. Заклинающий человек властен над природой, она служит только ему; оттого он сам чувствует себя богом. Это подтверждается массой фактов, собранных о людях-богах. Состояние
сознания заклинающего природу, по словам Е. В. Аничкова, еще не религия, но то смутное мировоззрение, в котором таились уже зачатки религии. Заклинание — это древнейшая форма религиозного
сознания. [Там же, стр. 38–39]
Истины религии, открывающиеся и укореняющиеся в детски верующем
сознании непосредственным и в этом смысле чудесным путем, изживаются затем человеком и в его собственной человеческой стихии, в его имманентном самосознании, перерождая и оплодотворяя его [Гартман, среди новейших философов Германии обнаруживающий наибольшее понимание религиозно-философских вопросов, так определяет взаимоотношение между общей философией и религиозной философией: «Религиозная метафизика отличается от теоретической метафизики тем, что она извлекает выводы из постулатов религиозного
сознания и развивает необходимые метафизические предпосылки религиозного
сознания из отношения, заложенного в религиозной
психологии, тогда как теоретическая метафизика идет путем научной индукции.
Достоевский не только открывает эру «
психологии», — это поверхностная характеристика Достоевского, он выводит нас из безвыходного круга психологизма и направляет наше
сознание на последние вопросы.