Цитаты со словом «запад»
Историческое введение. Определение русского национального типа. Восток и
Запад. Противоположности русской души. Прерывность русской истории. Русская религиозность. Москва — Третий Рим. Раскол XVII в. Реформа Петра. Масонство. Эпоха Александра I. Декабристы. Пушкин. Русская интеллигенция. Радищев. Интеллигенция и действительность. Трагическая судьба философии. Влияние немецкого идеализма.
Это народ, вызывающий беспокойство народов
Запада.
Противоречивость и сложность русской души, может быть, связана с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории — Восток и
Запад.
Киевская Россия не была замкнута от
Запада, была восприимчивее и свободнее, чем Московское царство, в удушливой атмосфере которого угасла даже святость (менее всего святых было в этот период [См.: Г. П. Федотов. «Святые Древней Руси».]).
Необычайный, взрывчатый динамизм русского народа обнаружился в его культурном слое лишь от соприкосновения с
Западом и после реформы Петра.
При всей замкнутости Московского царства, сношения с
Западом начались еще в XV в.
[См. книгу С. Ф. Платонова «Москва и
Запад».]
И
Запад все время боялся усиления Москвы.
Весь петровский период русской истории был борьбой
Запада и Востока в русской душе.
От реформы Петра идет дуализм, столь характерный для судьбы России и русского народа, в такой степени неведомый народам
Запада.
Мы увидим, что интеллигенция, образовавшаяся в результате дела Петра, примет универсализм Петра, его обращенность к
Западу и отвергнет империю.
Для России характерно и очень отличает ее от
Запада, что у нас не было и не будет значительной и влиятельной буржуазной идеологии.
Масоны и декабристы подготовляют появление русской интеллигенции XIX в., которую на
Западе плохо понимают, смешивая с тем, что там называют intellectuels.
Дарвинизм, который на
Западе был биологической гипотезой, у русской интеллигенции приобретает догматический характер, как будто речь шла о спасении для вечной жизни.
Этой идеальной действительностью была или допетровская Россия, или
Запад, или грядущая революция.
Тема «интеллигенция и народ» чисто русская тема, мало понятная
Западу.
Отчасти оно связано с тем, что в России классическое образование, в отличие от
Запада, стало реакционной силой.
Разочарование Чаадаева в России и разочарование Герцена в
Западе — основные факты для русской темы XIX в.
Вот наиболее замечательные места из его письма: «Мы не принадлежим ни к одному из великих семейств человеческого рода; мы не принадлежим ни к
Западу, ни к Востоку, и у нас нет традиций ни того ни другого.
«Сосредоточиваясь, углубляясь, замыкаясь в самом себе, созидался человеческий ум на Востоке; раскидываясь вовне, излучался во все стороны, борясь со всеми препятствиями, развивался он на
Западе».
Уже В. Одоевский резко критиковал
Запад, обличал буржуазность Запада, иссякание духа.
Шевырев, представлявший как бы консервативное и официальное славянофильство, писал об одряхлении и гниении
Запада.
У классических славянофилов не было полного отрицания
Запада, и они не говорили о гниении Запада, для этого они были слишком универсалисты.
Но они построили учение о своеобразии России и ее пути и хотели объяснить причины ее отличия от
Запада.
На
Западе все механизировано и рационализировано.
Шлегель говорил о Франции и Англии,
Западе для Германии, то же, что славянофилы говорили о Западе, включая в него и Германию.
На
Западе все произошло от торжества формального разума.
«Три элемента на
Западе: Римская церковь, древнеримская образованность и возникшая из насилий завоевания государственность, были совершенно чужды Руси».
«Богословие на
Западе приняло характер рассудочной отвлеченности, — в православии оно сохранило внутреннюю целость духа; там развитие сил разума, — здесь стремление к внутреннему, живому».
Аксаков, — души убивают, заменяясь усовершенствованием государственных форм, полицейским благоустройствием; совесть заменяется законом, внутренние побуждения — регламентом, даже благотворительность превращается в механическое дело; на
Западе вся забота о государственных формах».
Аксакова находится в вопиющем несоответствии с исторической действительностью и обнаруживает неисторический характер основных мыслей славянофилов о России и
Западе.
Она вся построена на противоречии двух типов и на борьбе двух начал в истории, т. е. посвящена все той же основной русской теме о России и Европе, о Востоке и
Западе.
И, конечно, оказывается, что Россия — иранство,
Запад — кушитство.
И не больше ли свободы было на
Западе, где боролись за свободу и где впервые утвердились дорогие Хомякову свобода совести и мысли?
Рационализм, этот смертельный грех
Запада, заложен уже в католичестве, в католической схоластике можно найти уже тот же рационализм и ту же власть необходимости, что и в европейском рационализме нового времени, в философии Гегеля, в материализме.
Россия, Россия, изнемогающая от деспотизма николаевского режима, должна поведать
Западу тайну свободы, она свободна от греха рационализма, заковывающего в необходимость.
В своих стихах, поэтически очень посредственных, но очень интересных для мысли Хомякова, он воскликнул: «Скажи им таинство свободы», «Даруй им дар святой свободы», им, т. е.
Западу.
В это же время многие русские люди стремились на
Запад, чтобы вздохнуть свободно.
В глубине русского народа заложена свобода духа большая, чем у более свободных и просвещенных народов
Запада.
Но все они верили, что Россия не должна повторять путь
Запада и что славяно-русский мир — мир будущего.
Противоречивость была и в отношении славянофилов к
Западу.
Но и став славянофилом, он писал: «Я и теперь еще люблю
Запад, я связан с ним многими неразрывными сочувствиями.
Народы
Запада, французы в особенности, гораздо семейственнее русских и с большим трудом порывают с семейными традициями.
Русскому народу действительно свойственна большая коммунитарность, чем народам
Запада, ему мало свойствен западный индивидуализм.
Мы увидим, что в отличие от католического
Запада славянофильское богословие отрицает идею авторитета в церкви и устами Хомякова провозглашает небывалую свободу.
На
Западе интеллигенция есть функция народной жизни, и дворянство было функцией иерархизованной народной жизни.
Это как раз значит, в противоположность органической теории славянофилов, что на
Западе строй жизни был более органическим, чем в России.
Он видел в России посредницу между Востоком и
Западом.
Письмо очень интересно нам тем, что обнаруживает на
Западе мысли, близкие русской мысли.
Неточные совпадения
Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира.
Цитаты из русской классики со словом «запад»
Познал 1-е: не на восток и не на
запад, но на север и юг обращатися довлеет.
К
западу текли Ли-Фудзин и Ното, к северо-востоку — Тютихе, к востоку — Динзахе и на юго-восток — Вангоу.
Вдали на севере и востоке горы: вдали на востоке и юге, подле на
западе, море.
На
запад течет Сяо-Кунчи (приток Такемы), на юг — один из притоков Билимбе, на юго-восток — Конор.
Что такое положение Венеции между тогдашним Востоком и тогдашним
Западом — перед положением Сингапура между Индиею, Китаем, Малаккским полуостровом, Австралиею, Сиамом, Кохинхиной и Бирманской империей, которые все шлют продукты свои в Сингапур и оттуда в Европу?
Ассоциации к слову «запад»
Предложения со словом «запад»
- Вслед за землетрясением на запад страны обрушилось цунами и унесло жизни более 120 000 человек.
- Весь лес спилен, торчат только метровые пни против танков, а деревья навалены в сторону запада.
- Он ещё в детстве смотрел мультфильмы про дикий запад, где индейцы могли переходить в тело зверя и наблюдать за врагом.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «запад»
Значение слова «запад»
ЗА́ПАД, -а, м. 1. Одна из четырех стран света, противоположная востоку; часть горизонта, где заходит солнце. Смотри, как запад разгорелся Вечерним заревом лучей. Тютчев, Смотри, как запад… (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ЗАПАД
Афоризмы русских писателей со словом «запад»
- На Западе все создано христианством.
- Самосознание русского начинает рождаться в трагедии разрывания себя пополам меж стихийным востоком и умственным западом; его рост в преодоленье разрыва.
- Смотрите на жизнь
без очков и шор,
глазами жадными цапайте
все то,
что у вашей земли хорошо
и что хорошо на Западе.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно