Неточные совпадения
Но если
и признать болгарское происхождение
идеи инока Филофея, то это не меняет значения этой
идеи для судьбы русского народа.
Духовный провал
идеи Москвы, как Третьего Рима, был именно в том, что Третий Рим представлялся, как проявление царского могущества, мощи государства, сложился как Московское царство, потом как империя
и, наконец, как Третий Интернационал.
Были «Союз добродетели», «Союз благоденствия» [См.: В. Семевский. «Политические
и общественные
идеи декабристов».].
Вынашивалась русская
идея, которой империя, в своей воле к могуществу
и насилию, изменяла.
Несомненно, некоторое влияние на Чаадаева имели теократические
идеи Ж. де Местра
и де Бональда, а также философии Шеллинга.
Одинокие в мире, мы ничего не дали миру, не научили его; мы не внесли ни одной
идеи в массу
идей человеческих, ничем не содействовали прогрессу человеческого разума,
и все, что нам досталось от этого прогресса, мы исказили».
И, наконец, Чаадаев высказывает мысль, которая будет основной для всех наших течений XIX в.: «У меня есть глубокое убеждение, что мы призваны решить большую часть проблем социального порядка, завершить большую часть
идей, возникших в старых обществах, ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество».
Славянофилы усвоили себе гегелевскую
идею о призвании народов,
и то, что Гегель применял к германскому народу, они применяли к русскому народу.
Огромность свободы есть одно из полярных начал в русском народе,
и с ней связана русская
идея.
Мы увидим, что в отличие от католического Запада славянофильское богословие отрицает
идею авторитета в церкви
и устами Хомякова провозглашает небывалую свободу.
Хомяковская
идея соборности, смысл которой будет выяснен в другой главе, имеет значение
и для учения об обществе.
Хомяков был решительный противник смертной казни
и жестоких наказаний,
и вряд ли он мог примириться с
идеей вечных адских мук.
Но, во всяком случае, славянофилы хотели «России Христа», а не «России Ксеркса» [Слова из стихотворения Вл. Соловьева: «Каким ты хочешь быть Востоком, Востоком Ксеркса иль Христа?»], как хотели наши националисты
и империалисты. «
Идея» России всегда обосновывалась пророчеством о будущем, а не тем, что есть, — да
и не может быть иным мессианское сознание.
Огромное значение, которое приобрела у нас публицистическая литературная критика во вторую половину XIX в., объясняется тем, что, по цензурным условиям, лишь в форме критики литературных произведений можно было выражать философские
и политические
идеи.
Он был нетерпим
и исключителен, как
и все увлеченные
идеей русские интеллигенты,
и делил мир на два лагеря.
Он разошелся с близким ему Герценом
и другими друзьями в период увлечения гегелевской
идеей разумности «действительности»
и пережил период мучительного одиночества.
В это же время
и будущий анархист Бакунин был увлечен гегелевской
идеей разумности «действительности»
и увлек этой
идеей Белинского.
Идея, высказанная уже Чаадаевым, что русский народ, более свободный от тяжести всемирной истории, может создать новый мир в будущем, развивается Герценом
и народническим социализмом.
Старые славянофилы были умственно воспитаны на немецком идеализме, на Гегеле
и Шеллинге, они обосновывали свои
идеи, главным образом, философски.
Вл. Соловьев в блестящей книге «Национальный вопрос в России» подверг резкой критике
идеи Данилевского
и его единомышленников.
Несостоятелен панславизм в этой форме, в которой он его утверждал,
и ложна его
идея русского Константинополя.
Достоевский более всего свидетельствует о том, что славянофильство
и западничество одинаково подлежат преодолению, но оба направления войдут в русскую
идею, как
и всегда бывает в творческом преодолении (Aufhebung у Гегеля).
Я теперь в новой крайности — это
идея социализма, которая стала для меня
идеей новой, бытием бытия, вопросом вопросов, альфою
и омегою веры
и знания.
И все же, несмотря на отталкивающий характер книги Гоголя, у него была
идея, что Россия призвана нести братство людям.
Это ведь христианская
идея, что человек должен достигнуть обожения, но не через самоутверждение
и самодовольство.
Ему чужда русская
идея братства людей
и русское искание всеобщего спасения, ему чужда русская человечность.
К. Леонтьев одинокий мечтатель, он стоит в стороне
и выражает обратный полюс тому, на котором формировалась русская
идея.
Социализм утопический, влияние
идей Сен-Симона
и Фурье; социализм народнический, наиболее русский, более близкий к
идеям Прудона; социализм научный, или марксистский [К. А. Пажитнов. «Развитие социалистических
идей в России»
и П. Сакулин.
Основной его социальной
идеей было противоположение национального богатства
и народного благосостояния.
Поэтому свобода любви в глубоком
и чистом смысле слова есть русский догмат, догмат русской интеллигенции, он входит в русскую
идею, как входит отрицание смертной казни.
С позитивизмом Михайловского трудно примирить его верную
идею, что пути природы
и пути человека противоположны.
Он обнаружил очень большую проницательность, когда обличал реакционный характер натурализма в социологии
и восставал против применения дарвиновской
идеи борьбы за существование к жизни общества.
Это есть различие между русской
и немецкой
идеей, между Достоевским
и Гегелем, между Л. Толстым
и Ницше.
Эту же
идею по-иному выражали славянофилы, это была
и идея Герцена.
Русский гений, в отличие от западноевропейского, поднявшись на вершину, бросается вниз
и хочет слиться с землей
и народом, он не хочет быть привилегированной расой, ему чужда
идея сверхчеловека.
Гораздо более центральной
и характерной для русской
идеи, для русского стремления к осуществлению социальной правды является фигура Н. Федорова, но он принадлежит более к началу XX в., чем к XIX в.
Подводя итоги русской мысли XIX в. на социальную тему, русским исканиям социальной правды, можно сказать, что в России вынашивалась
идея братства людей
и народов.
Но поскольку эта
идея утверждалась в отрыве от христианства, которое было ее истоком, в нее входил яд,
и это сказалось на двойственности коммунизма, на переплетении в нем правды
и лжи.
Они сознавали, хотя
и не всегда удачно выражали это, что русская
идея не есть
идея культуры.
Историк умственного развития России Щапов, близкий
идеям Писарева, считал идеалистическую философию
и эстетику аристократическими
и признавал демократическими естественные науки [А. Щапов. «Социально-педагогические условия умственного развития русского народа».].
Но основные толстовские мотивы
и идеи можно уже найти в ранней повести «Казаки», в «Войне
и мире»
и «Анне Карениной».
Но русская
идея не есть
идея цветущей культуры
и могущественного царства, русская
идея есть эсхатологическая
идея Царства Божьего.
Но огромное государство, империя, представлялось изменой земле
и народу, искажением русской
идеи.
Очень русской была у них та
идея, что складу души русского народа чужд культ власти
и славы, которая достигается государственным могуществом.
Идея Бога — отречение от человеческого разума, от справедливости
и свободы.
И при всей ложности основ его миросозерцания он часто приближается к подлинной русской
идее.
Для Достоевского принудительное устроение царства земного есть римская
идея, которую наследует
и атеистический социализм.
Религиозная тема. Религиозный характер русской философии. Разница между богословием
и религиозной философией. Критика западного рационализма. Философские
идеи Киреевского
и Хомякова.
Идея соборности. Владимир Соловьев. Эротика. Интуиция всеединства. Бытие
и сущее.
Идея богочеловечества. Учение о Софии. «Смысл любви». Религиозная философия Достоевского
и Л. Толстого. Русская религиозная мысль в духовных академиях. Архиепископ Иннокентий. Несмелов. Тареев.
В основание богословствования Хомякова положены
идеи свободы
и соборности, органическое соединение свободы
и любви, общности.
Дух соборности присущ православию,
и идея соборности, духовной коммюнотарности, есть русская
идея.
Неточные совпадения
Мало-помалу, несмотря на протесты,
идея эта до того окрепла в голове ревнивого начальника, что он решился испытать своих подчиненных
и кликнул клич.
Но в том-то именно
и заключалась доброкачественность наших предков, что как ни потрясло их описанное выше зрелище, они не увлеклись ни модными в то время революционными
идеями, ни соблазнами, представляемыми анархией, но остались верными начальстволюбию
и только слегка позволили себе пособолезновать
и попенять на своего более чем странного градоначальника.
Как
и все добрые начальники, бригадир допускал эту последнюю
идею лишь с прискорбием; но мало-помалу он до того вник в нее, что не только смешал команду с хлебом, но даже начал желать первой пуще последнего.
Лишь в позднейшие времена (почти на наших глазах) мысль о сочетании
идеи прямолинейности с
идеей всеобщего осчастливления была возведена в довольно сложную
и не изъятую идеологических ухищрений административную теорию, но нивеляторы старого закала, подобные Угрюм-Бурчееву, действовали в простоте души единственно по инстинктивному отвращению от кривой линии
и всяких зигзагов
и извилин.
Как всегда, у него за время его уединения набралось пропасть мыслей
и чувств, которых он не мог передать окружающим,
и теперь он изливал в Степана Аркадьича
и поэтическую радость весны,
и неудачи
и планы хозяйства,
и мысли
и замечания о книгах, которые он читал,
и в особенности
идею своего сочинения, основу которого, хотя он сам не замечал этого, составляла критика всех старых сочинений о хозяйстве.