Цитаты со словом «языческие»

Область
поиска
Область
поиска
В сущности, святоотеческая антропология находится еще в зависимости от ветхой языческой антропологии [Языческое антропологическое сознание можно характеризовать словами Роде: «Das ist aber in der Religion des griechischen Volkes der wahre Grundsatz, dass in der göttlichen Ordnung der Welt Menschenthum and Götterwesen örtlich und wesentlich getrennt und unterschieden sind und bleiben sollen» (Erwin Rohde «Psyche», II B., с. 2).
Но в сознании святоотеческом остается еще языческая раздельность человека и Божества.].
В средние века все антропологическое было языческое, а не христианское.
Христианская стихия католичества не заключала в себе антропологического откровения, и только в языческой его стихии была антропология, но внехристианская, римская или варварская.
Подобно тому как языческие кровавые жертвоприношения лишь предваряли подлинное мировое искупление через Голгофскую жертву Христа, но самого искупления не достигали, так и творческие усилия человека, создавшего ценности культуры, до сих пор лишь предваряли подлинную религиозную эпоху творчества, которое осуществит иное бытие.
В историческом христианстве слишком много языческого приспособления к «миру» и «мирскому», оно все приспособлено к физическому плану бытия, оно недостаточно последовательно аскетично, оно еще не духовно в своем выявлении.
Отношение к «миру» было в христианстве все еще слишком языческим.
Существует глубокая противоположность между искусством языческим и искусством христианским, точнее — искусством христианской эпохи.
Языческое искусство — классическое и имманентное.
В классическом языческом искусстве есть имманентная завершенность, имманентное совершенство.
Классически прекрасное языческое искусство стремится к завершенности, совершенству форм здесь, на земле, в этом мире.
Небо замкнуто над языческим искусством, и идеал совершенства всегда в нем посюсторонний, а не потусторонний.
Только в языческом искусстве и есть эта классическая завершенность форм, это имманентное достижение красоты в этом мире, силами этого мира.
Идеальное, законченное совершенство Пантеона возможно лишь в языческом искусстве.
Законченное совершенство языческого искусства никуда не зовет, оно оставляет здесь, в этом мире.
В этой классически прекрасной завершенности форм мира языческого нет прорыва в мир иной, эта достигнутая завершенность замыкает в этом мире.
Само небо в языческом мире было завершенным, замкнутым куполом, за которым дальше ничего уже не было.
Искусство языческого мира говорит не о тоске по прекрасному миру иному, а о достижении красоты в мире этом, под замкнутым куполом небес.
И эта языческая, дохристианская устремленность к классической и имманентной завершенности форм создает одну из вечных традиций в искусстве, перешедшую в мир христианский.
В искусстве языческом было классическое здоровье.
В языческом искусстве было устроение мира сего — устроение в красоте, подобно тому, как есть такое устроение в языческом государстве или в языческой науке.
В классическом языческом искусстве творческий акт художника приспособляется к условиям мира сего, к жизни в красоте здесь.
Эта классическая завершенность языческого мира создает традицию канонического искусства, создает канон для достижения совершенных, законченных форм.
Только в нашу эпоху выявляется окончательный кризис канонического искусства и начинает осмысливаться соотношение языческой и христианской традиции в искусстве.
Зиммель хочет показать, что Микеланджело преодолел дуализм языческой имманентности и христианской трансцендентности.
Но ошибочно было бы думать, что итальянское Возрождение было языческим, стало под знак возрождения язычества.
В творческом подъеме Возрождения совершилось небывалое еще по силе столкновение языческих и христианских начал человеческой природы.
Оно раскрыло действие языческой природы человека в творчестве и действие христианской его природы.
Языческой античной цельности в Возрождении нельзя найти — это эпоха глубокого раздвоения человека и необычайной сложности, порожденной столкновением разных начал.
После Христа и связанного с Ним космического изменения человеческой природы нет уже целостного возврата к Античности, к языческой имманентности.
Даже в жизни Бенвенуто Челлини, так гениально им рассказанной, — этого изумительного человека самой языческой эпохи Возрождения — XVI века, слишком много христианского.
На всем творчестве Возрождения лежит печать бурного столкновения противоположных начал, вечной борьбы христианской трансцендентности и языческой имманентности, романтической незавершенности и классической завершенности.
Возрождение XV века, кватроченто, не осуществило идеалов Франциска и Данте, не продолжало религиозного искусства Джотто — в нем раскрылось противоборство христианских и языческих стихий в человеке.
Подымался раздвоенный человек, не примиривший своих языческих истоков со своими истоками христианскими.
Трагическая судьба некоторых избранных художников кватроченто может быть разгадана лишь при более глубоком проникновении в раздвоенную, не цельную душу кватроченто, душу, раздираемую противоборством стихий христианской и языческой.
Языческое Возрождение кватроченто к концу начало вырождаться, задачи его оказались невыполненными, и явление Савонаролы было внутренно закономерно и неизбежно.
Он напоминал о великой цели искусства, боролся с вырождением, но был выразителем лишь одного крайнего начала, которое так же не могло господствовать в жизни, как и языческое Возрождение.
Когда Боттичелли был великим художником языческого Возрождения и писал своих Венер для Лоренцо Великолепного, он не был выразителем классической языческой стихии.
Во всем деле жизни Боттичелли есть какая-то роковая неудача, он не осуществил ни задачи христианского Возрождения, ни задачи языческого Возрождения.
Возрождение языческое невозможно в христианском мире, навеки невозможно.
Великий опыт чисто языческого Возрождения в мире христианском должен был кончиться проповедью Савонаролы, отречением Боттичелли.
Упадок и вырождение, мертвый академизм — неизбежны в конце языческого Возрождения в христианском мире.
Но последнее усилие языческого Возрождения осуществить здесь идеал классического, законченного совершенства было сделано в XVI веке, в высоком римском Возрождении.
Но и его необаятельное совершенство было неудачей, и он не осуществил задач языческого Возрождения.
Последним результатом Возрождения со всеми его неудачами явилось Барокко, которое пыталось соединить католическую реакцию с завоеваниями языческого Возрождения, обратить языческое Возрождение на служение иезуитской церкви.
Христианское, церковное Возрождение так же невозможно, как и языческое.
Культура не адекватна ни языческому, ни христианскому религиозному творчеству.
В строгом смысле слова творчество и не языческое, и не христианское, оно — дальше.
В искусстве катакомб было принято античное искусство, творчество осталось у христиан языческим.
Старческий святоотеческий идеал как бы испуган молодостью языческой, от которой должно было произойти мировое отталкивание, он всякую молодость считает языческой.
 

Цитаты из русской классики со словом «языческие»

Смотреть все цитаты из русской классики со словом «языческие»

Предложения со словом «языческий»

Значение слова «языческий»

Афоризмы русских писателей со словом «языческий»

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Значение слова «языческий»

ЯЗЫ́ЧЕСКИЙ, -ая, -ое. Прил. к язычество, к язычник (в 1 знач.). Языческая эпоха. Языческая религия.

Все значения слова «языческий»

Предложения со словом «языческий»

  • Если с древними языческими богами можно было договориться, принести им жертвы или умилостивить каким-то иным способом, то теперь, чтобы избежать божьего гнева, требуется исполнять жёсткие правила – догмы и каноны.

  • Время древней языческой религии закончилось с распространением христианства.

  • Прежний языческий культ с его многобожием этим требованиям уже не удовлетворял.

  • (все предложения)

Синонимы к слову «языческие»

Что (кто) бывают «языческими»

Морфология

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я