Цитаты из русской классики со словом «языческие»
—
Языческая простота! Я сижу в ресторане, с газетой в руках, против меня за другим столом — очень миленькая девушка. Вдруг она говорит мне: «Вы, кажется, не столько читаете, как любуетесь моими панталонами», — она сидела, положив ногу на ногу…
Все это странно, хотя не совсем ново, если вспомнить браминскую Индию и
языческий Египет: они одряхлели, и надо было занять им сил и жизни у других, как истощенному полю нужно переменить посев.
Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками и Пантелеймон, тоже пухлый и красный, с мясистым затылком, сидит на козлах, протянув вперед прямые, точно деревянные, руки, и кричит встречным: «Прррава держи!», то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а
языческий бог.
Он, в сущности, всегда любил православие без Христа и всегда оставался верен такому
языческому православию, которое ведь много милее и ближе, чем суровый и трагический дух Христов.
Теперь, с другой стороны, возьмите взгляд самой церкви на преступление: разве не должен он измениться против теперешнего, почти
языческого, и из механического отсечения зараженного члена, как делается ныне для охранения общества, преобразиться, и уже вполне и не ложно, в идею о возрождении вновь человека, о воскресении его и спасении его…
Кто хочет знать, как сильно действовала на молодое поколение весть июльского переворота, пусть тот прочтет описание Гейне, услышавшего на Гельголанде, что «великий
языческий Пан умер». Тут нет поддельного жара: Гейне тридцати лет был так же увлечен, так же одушевлен до ребячества, как мы — восемнадцати.
Я очень не люблю суеверные и, в сущности,
языческие элементы в христианстве.
И в нем смешался ренессанс христианский с ренессансом
языческим.
Государство — порядок принуждения и закона — остается в сфере Ветхого Завета человечества, завета еврейского и
языческого.
Протоиерей говорил о разных
языческих религиях и показывал преимущество над ними христианской веры.
— Так как же тут не поверуешь, сударь! — говорит он, обращаясь уже исключительно ко мне, — конечно, живем мы вот здесь в углу, словно в
языческой стороне, ни про чудеса, ни про знамения не слышим, ну и бога-то ровно забудем. А придешь, например, хошь в Москву, а там и камни-то словно говорят! пойдут это сказы да рассказы: там, послышишь, целение чудесное совершилось; там будто над неверующим знамение свое бог показал: ну и восчувствуешь, и растопится в тебе сердце, мягче воску сделается!..
О,
языческое удельное княжество Москва! Она ест блины горячими, как огонь, ест с маслом, со сметаной, с икрой зернистой, с паюсной, с салфеточной, с ачуевской, с кетовой, с сомовой, с селедками всех сортов, с кильками, шпротами, сардинами, с семушкой и с сижком, с балычком осетровым и с белорыбьим, с тешечкой, и с осетровыми молоками, и с копченой стерлядкою, и со знаменитым снетком из Бела озера. Едят и с простой закладкой и с затейливо комбинированной.
Правда, устройство жизни в главных чертах остается всё таким же насильническим, каким оно было 1000 лет тому назад, и не только таким же, но в некоторых отношениях, особенно в приготовлениях к войне и в самых войнах, оно представляется даже более жестоким; но зарождающееся христианское общественное мнение, то самое, которое при известной степени развития должно изменить всё
языческое устройство жизни, уже начинает действовать.
О новом начальнике старик или вовсе умалчивает, или выражается иносказательно, то есть начинает, по поводу его, разговор о древнем
языческом боге Меркурии, прославившемся не столько делами доблести, сколько двусмысленным своим поведением, и затем старается замять щекотливый разговор и обращает внимание собеседников на молочные скопы и другие предметы сельского хозяйства.
Я, как
языческий бог или как молодое, сильное животное, наслаждался светом, теплом, сознательной радостью жизни и спокойной, здоровой, чувственной любовью.
Кое-где ребятишки собираются группами, озабоченно совещаясь, — составляют «банды»; под Новый год они будут ходить по острову с елкой и звездою большими компаниями, вооружась какими-то старинными инструментами, которые оглушительно гремят, стучат и гукают. Под эти смешные звуки хоры детских голосов запоют веселые
языческие песенки — их ежегодно к этому дню создают местные поэты...
Но в ту самую минуту, как он уже откланивался, курьер подал только что полученный пакет, заключавший в себе краткий пасквиль (очевидно, направленный предательской рукой), в виде пригласительного билета следующего содержания: «Бесшабашный советник Дыба и вильманстрандская уроженка Густя Вильгельмовна покорнейше просят пожаловать такого-то числа на их бракосочетание (по
языческому обряду) в Демидов сад, а оттуда на Пески в кухмистерскую Завитаева на бал и ужин».
— Да, я почти тебя совершенно разлюбила! — отвечала Елена, — во мне теперь живет к другому гораздо более сильное чувство, и, кажется, этот новый Молох [Молох —
языческий бог, неоднократно упоминаемый в библии.] мой больше мне по характеру…
— Если бы я и неверующий был, то согласитесь, что могу сделаться и верующим: уверовал же Савл [Савл —
языческое имя апостола Павла.] во Христа, — говорил Бегушев, как бы угадывая тайное намерение Татьяны Васильевны посвятить его в адепты спиритизма.
Дьякону стало жутко. Он подумал о том, как бы бог не наказал его за то, что он водит компанию с неверующими и даже идет смотреть на их дуэль. Дуэль будет пустяковая, бескровная, смешная, но как бы то ни было, она — зрелище
языческое и присутствовать на ней духовному лицу совсем неприлично. Он остановился и подумал: не вернуться ли? Но сильное, беспокойное любопытство взяло верх над сомнениями, и он пошел дальше.
Эти огни, эти песни — всё дышало тогда какой-то насильственной веселостью, принимало вид
языческого празднества, и даже в песнях часто повторяемые имена диди и ладо могли бы ввести в это заблуждение неопытного чужестранца.
—
Языческое, — сказал поп, присаживаясь к столу, и виновато усмехнулся.
Также искал он мудрости в тайнодействиях древних
языческих верований и потому посещал капища и приносил жертвы: могущественному Ваалу-Либанону, которого чтили под именем Мелькарта, бога созидания и разрушения, покровителя мореплавания, в Тире и Сидоне, называли Аммоном в оазисе Сивах, где идол его кивал головою, указывая пути праздничным шествиям, Бэлом у халдеев, Молохом у хананеев; поклонялся также жене его — грозной и сладострастной Астарте, имевшей в других храмах имена Иштар, Исаар, Ваальтис, Ашера, Истар-Белит и Атаргатис.
С женщинами, окружавшими девственное ложе сонной боярышни, происходило нечто подобное тому, что, по апокрифическим сказаниям, происходило с
языческими идолами при восходе звезды, возвестившей рождение Христа. Вое эти крепостные юницы почувствовали, что век их кончен, но в сердцах их не было ни зависти, ни злости к этой пришелице. Они только чувствовали, что народился некий болий их, с которым им уже нельзя и думать ни спорить, ни состязаться.
Таким образом, дело это поставляется здесь в совершенной отдельности от намерения принять христианство, и, следовательно, становятся ненужными все рассуждения о том — гордость ли
языческая, желание ли лучше научиться вере или что другое побудило Владимира предпринять поход на Корсунь.
И не только частные факты доказывают, что язычество долгое время было сильно у нас даже в верхних слоях общества; то же самое видно из законодательства. Многие статьи Ярославовой «Правды» носят на себе несомненные признаки
языческого происхождения. На забудем, что в ней узаконяется родовая месть и холоп признается вещью.
Разумеется, если бы русские были более образованны во времена Владимира, более приготовлены самою жизнию к отвержению своих
языческих понятий и верований, то последствия мер, произведенных Владимиром, были бы несравненно благотворнее.
Имена божеств, упоминаемые в ней, изменяются, но сама формула остается неизменной; так например, у старообрядцев сохранилось много «двоеверных» заговоров, где упоминаются архангелы, святые, пророки; но имена их расположены на полустертой канве
языческой мифологии, и сами заговоры сходны вплоть до отдельных выражений с чисто языческими заклинательными формулами и молитвами.
Кое-где, правда, проезжая по наслегам, мы встречали клочки земли, старательно обнесенные высоким палисадом или тыном и напоминавшие вдали от жилья кладбища или старые
языческие мольбища, огражденные от взоров посторонних.
— Церковные, — говорю, — и на небо смотрят не с верою, а в Аристетилевы врата глядят и путь в море по звезде
языческого бога Ремфана определяют; а ты с ними в одну точку смотреть захотел?
При таком точном дознании уже невозможно было оставаться в грубом, слепом материализме, считавшем душу каким-то кусочком тончайшей, эфирной материи; тут уже нельзя было ставить вопросы об органической жизни человека так, как их ставили древние
языческие философы и средневековые схоластики.
И образы
языческих богов —
Без рук, без ног, с отбитыми носами —
Лежат в углах низвергнуты с столбов,
Раскрашенных под мрамор. Над дверями
Висят портреты дедовских веков
В померкших рамах и глядят сурово;
И мнится, обвинительное слово
Из мертвых уст их излетит — увы!
О, если б этот дом знавали вы
Тому назад лет двадцать пять и боле!
О, если б время было в нашей воле!..
Уже храм Сераписа, Кёльнский собор мира
языческого, с своими сводами, галереями, портиками, бесчисленными колоннадами, мраморными стенами, покрытыми золотом, давно был разрушен, и колоссальная статуя Сераписа, на челе которой останавливался луч солнечный, не смея миновать его, была разбита и превращена в пепел.
Погребальные «плачи» веют стариной отдаленной. То древняя обрядня, останки старорусской тризны, при совершении которой близкие к покойнику, особенно женщины, плакали «плачем великим». Повсюду на Руси сохранились эти песни, вылившиеся из пораженной тяжким горем души. По на́слуху переходили они в течение веков из одного поколенья в другое, несмотря на запрещенья церковных пастырей творить
языческие плачи над христианскими телами…
— Язычник ты,
языческая ты душа, мудрец ты! — умолял Зимовейкин.
Жизнь наша стала дурной, даже хуже
языческой, оттого, что вместо истинной веры у нас есть только ложная вера, обман веры.
Языческое благочестие, хотя и узнает Бога в мире, но не в силах постигнуть в полноте те образы и лики, через которые Он зрится.
Чем бы святые, древлеписанные иконы сбирать, смехотворные картины да
языческих богов изображения скупает!
Языческий космоцентризм ставится на место христианского антропоцентризма.
Право раскрыто
языческим римским миром, и мир христианский реципировал римское право.
Поэтому он проповедовал разумную и свойственную человеку середину между христианскими и
языческими предписаниями, — с одной стороны, любви к врагам, а с другой — ненависти к ним.
— А видишьли, честный отче, вычел я в одной французской книге, что когда в Хинской земле чай собирают, так
языческие тамошние жрецы богомерзкое свое служение на полях совершают и водой идоло-жертвенной чай на корню кропят. А по уставу идоло-жертвенное употреблять не подобает. Поведай же нам, честный отче, опоганили мы свои души аль нет?
Но какие же успехи они покажут, когда живут себялюбиво и злобно, и ничему от Христа не учатся, и
языческих навыков не позабывают?
Это есть перенесение в христианство древних
языческих верований о необходимости умилостивлять богов кровавыми жертвами.
Ни комфортабельность, ни светское великолепие, ни образованность, коими ты наружно прикрываешься, не могут скрыть твоего
языческого вида.
Оно раскрыло действие
языческой природы человека в творчестве и действие христианской его природы.
Узнал он также, что это «царство» нуждается в ратных людях для защиты своих владений от зауральских татар, вотяков, остяков, вогуличей и прочей погани мухомеданской и
языческой.
Но это и есть
языческий уклон в русском православии.
Так как от невежества мы ушли, но к цивилизации, слава богу, еще не дошли, а обретаемся на золотой середине, то этот
языческий праздник сохранился и до нашего времени во всей своей полноте.
Они неподвижно сидели на кроватях и со своими странными лицами, на которых трудно было различить черты, походили на
языческих божков.
Неточные совпадения
«Розановское», бабье и рабье, национально-языческое, дохристианское все еще очень сильно в русской народной стихии.
[Античная культура — происхождения культового, религиозно-языческого, сакраментального.
Но символика культуры всегда имеет истоки или религиозно-языческие, или религиозно-христианские.
Остальная же игра вся по-языческому с открытостью до самых пор, и вдовому или одинокому человеку это видеть неспокойно».
Успели подрасти и новые люди, которые, мало интересуясь изображением «Истории одного женского сердца», «Слабого сердца», «Беды от нежного сердца», «Сердца с перегородками», равно как и рассуждениями «О религиозно-языческом значении избы славянина», «О значении имен Лютицы и Вильцы», «О значении слова: Баян» и т. п. — перечитывали Белинского и немногих из друзей его, да почитывали и иностранные книжки.
Элемент природно-языческий вошел и в русское христианство.
Но христианский мир по плоти и крови своей жил в общественности не аскетической, ветхозаветно-языческой, буржуазной, принадлежал ей по всем своим земным упованиям.
Синонимы к слову «языческие»
Предложения со словом «языческий»
- Если с древними языческими богами можно было договориться, принести им жертвы или умилостивить каким-то иным способом, то теперь, чтобы избежать божьего гнева, требуется исполнять жёсткие правила – догмы и каноны.
- Время древней языческой религии закончилось с распространением христианства.
- Прежний языческий культ с его многобожием этим требованиям уже не удовлетворял.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «языческий»
Что (кто) бывают «языческими»
Значение слова «языческий»
Афоризмы русских писателей со словом «языческий»
- Человек чрез слово всемогущ:
Язык всем знаниям и всей природе ключ.
Во слове всех существ содержится картина,
Сообществ слово всех и действиев пружина.
От бессловесных мы отличны тварей им,
А пеньем не равны ль и Ангелам самим?
Не даром басненна языческая древность,
Вняв гласа лирного могущественну мерность,
Мечтала быть по ней и бегу всех миров,
Языком нарекла поэзию богов.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно