Цитаты со словом «языческие»
Область
поиска
«Свет невечерний. Созерцания и умозрения» (Булгаков С. Н., 1917)по всей классике
Поэтому можно (хотя бы в формальном и, так сказать, религиозно-трансцендентальном смысле) говорить о церкви иудейской, о церкви
языческой, буддийской и пр.
В культе видят или театральные церемонии, или же «
языческий» магизм, «мистагогию» [В Древней Греции — введение или посвящение в таинство.] (достаточно почитать современных протестантских богословов, напр., хотя бы историю догматов Гарнака).
Христианину надлежит верить, что в
языческом мире хотя и живо ощущалась потребность в таинстве, ибо она не устранима из религии по самому ее существу, и хотя она утолялась по-своему [Об этом см. ниже в отделе III.], но не было таинств истинных, «питающих в жизнь вечную», которые могли явиться лишь в христианстве, после воплощения Бога-Слова, давшего Свою Плоть и Кровь в живот вечный.
Павла о естественном богосознании язычников, ибо философия есть «
языческое», естественное, имманентное богосознание и самосознание: «Когда язычники, не имеющие себе закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон.
Итак, мы различаем: 1) внефилософское, религиозное мифотворчество; 2) догматику, представляющую внешнюю систематизацию догматов; 3) религиозную философию как философское творчество на религиозные темы; 4) «общую» философию, которая представляет собой искание «естественного»,
языческого ума, но, конечно, все же оплодотворенное какой-либо интуицией; 5) канон философии, ее поэтику и технику, куда относятся разные отрасли «научной философии» (гносеология, логика, феноменология, наукоучение).
Мысль эту Франк подкрепляет и разъясняет многочисленными ссылками на
языческих и христианских писателей (Сенека, Платон, Аристотель, Цицерон и др., Дионисий Ареопагит, Таулер, Иоанн Дамаскин, Бернард и др.).
Этот личный характер Божества свойствен не только иудеохристианству, но и
языческому политеизму, — печать своеобразной подлинности его религиозного опыта.
Поэтому-то система неоплатонизма и могла оказать философскую поддержку падавшему
языческому политеизму: из сверхмирного и сверхбожественного Εν последовательно эманируют боги и мир, причем нижние его этажи уходят в тьму небытия, тогда как верхние залиты ослепительным светом, — в небе же загорается система божественных лун, светящих, правда, не своим, а отраженным светом, однако утвержденных на своде небесном.
В этом смысле она женственна, восприемлюща, она есть «Вечная Женственность» [В этом смысле (т. е. отнюдь не
языческом) можно, пожалуй, выразиться о ней, что она «богиня» — то таинственное существо, которое предки наши иногда изображали на иконах св.
Из этой основной особенности мировоззрения Мальбранша проистекают и основные ее дефекты, а именно: у него исчезает природа как сущее, она есть для него
языческая «химера».
Иногда встречается прямая полемика с этой идеей, которая, однако, относится лишь к
языческому ее применению.
Эту черту, до известной степени, разделяет и
языческий природный политеизм, представляющий собою, так сказать, религиозную перифразу учения о софийности мира и одушевленности всей твари.
Эти софийные светы вместе с образом Божиим в человеке и составляют объективное основание для
языческого богопознания.
Жажда таинства, встречи с Божеством, единения с Ним, свидетельствующая о серьезности и напряженности религиозных исканий, конечно, весьма свойственна и
языческим религиям.
Из того бесспорного факта, что
языческие таинства имели натуральный характер, нельзя еще заключить, чтобы они представляли собой только природный оргиазм.
Язычество не знает Бога лицом к лицу, но лишь Его природную икону, хотя даже и эта икона, в меру благочестия
языческого, является чудотворной и животворящей.
Отсюда проистекает неизбежная множественность
языческих религий, а также национальный характер, существенно им присущий и сближающий их с народным языком, фольклором, разными видами народного творчества (этому не противоречит факт религиозного синкретизма, как явление позднее упадочное и производное).
Этот же религиозный психологизм обрекает
языческие религии на вырождение через погружение в натурализм — магизм и оргиазм.
14) и
языческим оргиазмом лежит целая пропасть.
Языческие боги после Христа для уверовавших в Него суть уже демоны; прообразы и предварения утратили прежнее значение после исполнения [Так надо, думается нам, понимать и то место I Кор.
Павел дает такое определение
языческих богов: «мы знаем, что идолы в мире ничто и что нет иного Бога, кроме Единого.
Взгляд на
языческие божества как на бесов свойствен и ветхозаветному иудейству в его исключительности, — псалом 95:5: «Яко вси бози язык бесовс (элилим).
Языческое благочестие, хотя и узнает Бога в мире, но не в силах постигнуть в полноте те образы и лики, через которые Он зрится.
Если новоевропейскую материалистическую цивилизацию с господствующим в ней «научным» рационализмом называют иногда
языческой, то этим наносят обиду язычеству.
Шеллинг, которому принадлежит заслуга отчетливой постановки этого вопроса, усматривает в язычестве откровение Второй Ипостаси и в
языческих богах видит лики Христа до Его пришествия в мир.
Но при таком истолковании все-таки остается не отвеченным наиболее здесь интересный вопрос: почему
языческие божества не остаются бесполыми или, по крайней мере, почему в одних случаях утверждается женский элемент, в других же мужской?
Если теперь искатели «религиозно-исторических параллелей» находят соблазнительную близость между Изидой, плачущей над Озирисом, и Богоматерью, склоненной над Телом Спасителя, то нас исполняет удивлением, граничащим с благоговением, это
языческое предчувствие Богоматери, которое было, однако, совершенно несвойственно иудаизму.
Однако теургический характер присущ был, — но, конечно, лишь в известной степени, — и ветхозаветному богослужению, поскольку ветхозаветная церковь неразрывно связана с христианством и полна символов и прообразов боговоплощения; не чужд он даже и
языческому культу в той мере, в какой и язычеству вообще доступно боговедение и благодать Божия, насколько его мистериям и богослужению свойственна была религиозная подлинность.
Известно, что в
языческом мире власти повсеместно приписывается теократический и сакральный характер.
После явления в мире единого истинного Царя Христа
языческая теократия, связанная с обожествлением главы государства, сделалась невозможна: она оказалась бы хулой и кощунством, ибо уже обнаружилось все действительное расстояние между земной властью и теократией.
В императорском Риме под папской тиарой снова воскресает divus caesar, оживает
языческая лжетеократия [Ошибочно приравнивать полномочия царской власти в области церковного управления папизму в качестве его разновидности — «цезарепапизма».
Гетерономия власти, одинаково характерная и для
языческой лжетеократии, и для клерикального «христианского государства», затемняла природу власти в ее автономии и вела к тяжелому смешению Кесарева и Божия.
Эту отчужденность от мира сразу почувствовали умнейшие из
языческих врагов христианства, напр.
Цитаты из русской классики со словом «языческие»
Синонимы к слову «языческие»
Предложения со словом «языческий»
- Если с древними языческими богами можно было договориться, принести им жертвы или умилостивить каким-то иным способом, то теперь, чтобы избежать божьего гнева, требуется исполнять жёсткие правила – догмы и каноны.
- Время древней языческой религии закончилось с распространением христианства.
- Прежний языческий культ с его многобожием этим требованиям уже не удовлетворял.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «языческий»
Что (кто) бывают «языческими»
Значение слова «языческий»
Афоризмы русских писателей со словом «языческий»
- Человек чрез слово всемогущ:
Язык всем знаниям и всей природе ключ.
Во слове всех существ содержится картина,
Сообществ слово всех и действиев пружина.
От бессловесных мы отличны тварей им,
А пеньем не равны ль и Ангелам самим?
Не даром басненна языческая древность,
Вняв гласа лирного могущественну мерность,
Мечтала быть по ней и бегу всех миров,
Языком нарекла поэзию богов.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно