Неточные совпадения
Поэтому,
будучи монистом и имманентистом в последней глубине мистического
опыта, веря в божественность мира, во внутреннюю божественность мирового процесса, в небесность всего земного, в божественность лика человеческого, я в пути утверждаю расщепление, дуализм свободы и необходимости, Бога, божественной жизни и «мира», мировой данности, добра и зла, трансцендентного и имманентного.
Трансцендентизм
есть неизбежный момент религиозного
опыта, а не абсолютная истина онтологии.
Сознание Исаака Сирианина может
быть лишь героическим делом личности, но как руководство для жизнеустроения человечества, чуждого личного
опыта Исаака Сирианина, оно может явиться источником омертвения человека.
Мистический
опыт должен
быть личен, и за его результатами нельзя следовать извне.
Покаяние или очищение
есть лишь один из моментов религиозного
опыта, одно из действий мистерии Христа.
И человек соборного сознания и церковного
опыта может
быть одинок в творческом почине и дерзновении.
Есть сходство в технике религиозного
опыта всех религий, как бы ни различались они по духу, в методах мистического
опыта всех мистик, как бы ни различались они по своему типу.
Аскетика (духовное упражнение)
есть общеобязательный формальный метод всякого религиозного и мистического
опыта, хотя духовное содержание, скрытое за этим формальным методом, может
быть очень разное.
Аскетика
есть лишь техника религиозного
опыта, лишь его формальная методология.
Но перед нами встает вопрос:
есть ли другой религиозный путь, иной религиозный
опыт,
опыт творческого экстаза?
Дерзким и безбожным показался бы самый помысел о том, что творческий
опыт не требует религиозного разрешения и оправдания, а сам
есть уже
опыт религиозный, путь религиозный, равноценный пути аскетическому.
Творческий
опыт не
есть что-то вторичное и потому требующее оправдания — творческий
опыт есть нечто первичное и потому оправдывающее.
Творческий
опыт — духовен в религиозном смысле этого слова [Когда читаешь «Путь к посвящению» или «Путь к самопознанию человека» Р. Штейнера, где говорится об оккультном пути к высшей духовной жизни, то можно подумать, что до раскрытия оккультного пути в мире не
было духовной жизни, мир
был погружен исключительно в физический план.
В творческом религиозном
опыте есть не отрицательное, а положительное преодоление «мира».
Творческий
опыт гениальности
будет признан религиозно равноценным аскетическому
опыту святости.
Великий
опыт чисто языческого Возрождения в мире христианском должен
был кончиться проповедью Савонаролы, отречением Боттичелли.
Догматическое сознание вселенских соборов
было лишь объективированным переводом того, что непосредственно увидалось в мистическом
опыте.
Любой бытовик-христианин, искренно верующий и не лишенный религиозного
опыта, священник или мирянин, скажет, что в христианстве нет ничего мистического, что мистика в христианстве всегда
была знаком болезненности или еретичества, что мистиками
были гностики и сектанты, а церковь — против мистики.
Поэтому католический религиозный
опыт есть вытягивание человека ввысь, к Богу.
Православный
опыт есть распластание перед Богом, а не вытягивание.
В православном мистическом
опыте есть какая-то немота для внешнего мира, невоплотимость.
Есть мистический
опыт, который хочет вернуть к состоянию первоначального покоя в лоне Божьем и отвергает всякое движение, всякую творческую динамику, т. е. самый смысл мирового божественного развития.
Откроется человеку тайна, скрываемая от младенцев в эпоху опеки, — тайна о том, что послушание не
есть последнее в религиозном
опыте, а лишь временный метод, что в дерзновенном и жертвенном почине должна
быть преодолена младенческая безопасность, что грех
будет окончательно побежден подвигом творчества.
— О, о, о — вот как: то есть украсть или прибить. Ай да Вера! Да откуда у тебя такие ультраюридические понятия? Ну, а на дружбу такого строгого клейма ты не положишь? Я могу посягнуть на нее, да, это мое? Постараюсь! Дай мне недели две срока, это
будет опыт: если я одолею его, я приду к тебе, как брат, друг, и будем жить по твоей программе. Если же… ну, если это любовь — я тогда уеду!
Я могу сказать, что у меня
был опыт изначальной свободы, и, в связи с ней, и творческой новизны, и зла, был острый опыт о личности и ее конфликте с миром общего, миром объективации, опыт выхода из власти общего, был опыт человечности и сострадания, был опыт о человеке, который есть единственный предмет философии.
Неточные совпадения
Как только Левин подошел к ванне, ему тотчас же
был представлен
опыт, и
опыт вполне удался. Кухарка, нарочно для этого призванная, нагнулась к ребенку. Он нахмурился и отрицательно замотал головой. Кити нагнулась к нему, — он просиял улыбкой, уперся ручками в губку и запрукал губами, производя такой довольный и странный звук, что не только Кити и няня, но и Левин пришел в неожиданное восхищение.
Что клевер сеяли только на шесть, а не на двадцать десятин, это
было еще досаднее. Посев клевера, и по теории и по собственному его
опыту, бывал только тогда хорош, когда сделан как можно раньше, почти по снегу. И никогда Левин не мог добиться этого.
— Какой
опыт? столы вертеть? Ну, извините меня, дамы и господа, но, по моему, в колечко веселее играть, — сказал старый князь, глядя на Вронского и догадываясь, что он затеял это. — В колечке еще
есть смысл.
Помещик с седыми усами
был, очевидно, закоренелый крепостник и деревенский старожил, страстный сельский хозяин. Признаки эти Левин видел и в одежде — старомодном, потертом сюртуке, видимо непривычном помещику, и в его умных, нахмуренных глазах, и в складной русской речи, и в усвоенном, очевидно, долгим
опытом повелительном тоне, и в решительных движениях больших, красивых, загорелых рук с одним старым обручальным кольцом на безыменке.
— Но что же делать? — виновато сказал Левин. — Это
был мой последний
опыт. И я от всей души пытался. Не могу. Неспособен.