Неточные совпадения
Сомнение в творческой
силе человека всегда есть самолюбивая рефлексия и болезненное ячество.
Наступают времена в жизни человечества, когда оно должно помочь само себе, сознав, что отсутствие трансцендентной помощи не есть беспомощность, ибо бесконечную имманентную помощь найдет
человек в себе самом, если дерзнет раскрыть в себе творческим актом все
силы Бога и мира, мира подлинного в свободе от «мира» призрачного.
В науке есть горькая нужда
человека; в философии — роскошь, избыток духовных
сил.
В философском творчестве участвовала совокупность духовных
сил человека, целостное напряжение всего духа прорваться к смыслу мира, к свободе мира.
Философия не в
силах уйти от того первоначального сознания, что философствует
человек и что философствуют для
человека.
То как бы ниже, то как бы выше себя пытался философствовать
человек — в зависимости от того, какие частные свои состояния и
силы он клал в основу философствования.
Вселенная может входить в
человека, им ассимилироваться, им познаваться и постигаться потому только, что в
человеке есть весь состав вселенной, все ее
силы и качества, что
человек — не дробная часть вселенной, а цельная малая вселенная.
Человек и космос меряются своими
силами как равные.
И
человек с равной
силой обосновывает самые противоположные самосознания, одинаково оправдывает их фактами своей природы.
Почти с равной
силой аргументации защищают философы первородную свободу
человека и совершенный детерминизм, вводящий
человека в роковую цепь природной необходимости.
Природный мир не в
силах был бы перерасти себя в высшем самосознании
человека — в природных
силах «мира сего» не заложено никакой возможности такого самосознания.
Двойственность человеческой природы так разительна, что с
силой учат о
человеке натуралисты и позитивисты и с не меньшей
силой учат о нем супранатуралисты и мистики.
И та лишь философия в
силах прозреть космос в
человеке, которая видит, что
человек превышает все явления природного мира и являет собой верховный центр бытия.
Что в
человеке скрыты тайные, оккультные космические
силы, неведомые официальной науке и будничному, дневному сознанию
человека, в этом почти невозможно уже сомневаться.
В
человеке это желание достигает сознания и высшей
силы, и в
человеке и через
человека два мира сходятся и проникают друг в друга все более и более» [Цитирую по Карппу, с. 468.].
«По собственным моим
силам я столь же слеп, как и всякий другой
человек, и столь же немощен, но в духе Божьем видит врожденный дух мой сквозь все, однако же не постоянно, а тогда лишь, когда дух Любви Божьей прорывается через мой дух, и тогда становится животная природа и Божество единым Существом, единым разумением и светом единым.
Омертвение природы и та дурная ее материализация, в
силу которой все существа мира попали во власть необходимости и не находят выхода из состояния ограниченности, все пошло от падения
человека, от дурного перемещения иерархического центра природы.
И падший
человек остается микрокосмом и заключает в себе все ступени и все
силы мира.
И только
человек, занявший место в космосе, уготовленное ему Творцом, в
силах преобразить космос в новое небо и новую землю.
Он сдержал все эти твари
силою Своею, и по благоутробию и благости Своей не дал им тотчас устремиться против
человека, и повелел, чтобы тварь оставалась в подчинении ему и, сделавшись тленною, служила тленному
человеку, для которого создана, с тем, чтоб, когда
человек опять обновится и сделается духовным, нетленным и бессмертным, и вся тварь, подчиненная Богом
человеку в работу ему, освободилась от сей работы, обновилась вместе с ним и сделалась нетленною и как бы духовною» [См. «Слова преподобного Симеона Нового Богослова».
Но
человек и падший не окончательно теряет свою творческую
силу.
Как исключительно природное существо,
человек — не центр вселенной и не царь вселенной, он один из многих и принужден бороться за свое положение с бесконечно многими существами и
силами, тоже претендующими на возвышение.
Гибнет лишь детская наука Библии, наивная библейская астрономия, геология и биология, но остается в
силе религиозная библейская истина о
человеке.
Человек претендует на несоизмеримо большее, чем то самосознание, которое в
силах дать ему натуралистический антропоцентризм.
В
силах это сделать лишь Абсолютный, Божественный
Человек, через которого всякий
человек причастен божественной природе и божественной
силе.
Гуманизм поставил антропологическую проблему и дал ход
человеку и его
силам.
Человек остается сам с собой, со своими ограниченными человеческими
силами, связанный лишь с природной необходимостью.
Не успел Л. Фейербах провозгласить религию человечества, как К. Маркс в своем материалистическом социализме довел гуманизм до окончательного отрицания
человека, до последнего порабощения
человека необходимостью, до обращения
человека в орудие материальных производительных
сил.
И никогда
человек, предоставленный собственным
силам, не подымался выше.
В Ницше гуманизм побеждается не сверху, благодатно, а снизу, собственными
силами человека, — и в этом великий подвиг Ницше.
От Христа идущая
сила искупления переходит внутрь
человека.
В падении
человека ослабляются творческие
силы человека.
И в падшем и обессиленном
человеке были творческие
силы.
И видно будет, что творчество «культуры» было подменой творчества «бытия» в эпоху закона и искупления, когда творческие
силы человека были еще подавлены.
Ницше стоит на мировом перевале к религиозной эпохе творчества, но не в
силах осознать неразрывной связи религии творчества с религией искупления и религией закона, не знает он, что религия едина и что в творчестве
человека раскрывается тот же Бог, Единый и Троичный, что и в законе и в искуплении.
Творческая тайна человеческой природы обращена к Христу Грядущему, к
силе и славе Абсолютного
Человека.
Но в
силах ли
человек, обращенный целиком лишь к искуплению и видящий Абсолютного
Человека лишь в образе жертвенного Искупителя, увидеть Абсолютного
Человека в творческом образе Царя, сильного и прославленного?
Христианская мистерия искупления на известной ступени развития человечества объективируется, представляется внеположной, трансцендентной
человеку и его внутреннему духовному пути [Всем сердцем, всею мыслью, всеми действиями, т. е. всеми
силами и способностями всех сынов человеческих совершаемое, и есть исполнение этого завета Христа — Сына Божия и вместе Сына Человеческого» (с. 32).
Будучи действием трансцендентным по отношению всемирного существа к
людям, оно в то же время есть имманентное (курсив мой) действие всех
людей, обращающее посредством естественных
сил прах в тело и кровь Христову, т. е. в церковь, обнимающую все поколения» (с. 176).
Высокая оценка активности
человека в деле воскрешения доводит Федорова до жутких слов о том, что нужно начать применять действие теллуро-солярной и психо-физиологической
силы «на трупы в видах исследования и даже, быть может, оживления, и не будет ли это первым шагом по пути воскрешения» (с. 289).
И
сила ее в том, что она соответствует какому-то состоянию
человека, что она верно выражает что-то в
человеке.
Бог — конкретная Личность и потому Творец;
человек — конкретная личность и потому творец; весь состав бытия — конкретный, персональный и потому обладает творческой
силой.
Победа над грехом должна восстановить творческие
силы человека, вернуть творению динамику.
Христос — Сын Божий, Искупитель и Спаситель восстанавливает надорванные и ослабленные творческие
силы человека.
Инертная, тяжелая, давящая материя мира может быть расколдована, раскована, оживлена лишь
силой соединяющей любви, которую несет с собой в мир Абсолютный
Человек, Новый Адам.
Человек может раскрыть в себе божественную мировую
силу и сделаться властителем природы.
Когда говорят, что
человек победил в себе пол
силой духовного творчества, то в этой формулировке остаются на поверхности явления.
Но мировая дифференциация на мужское и женское не в
силах окончательно изничтожить коренную, исконную бисексуальность, андрогиничность
человека, т. е. образ и подобие Божье в
человеке.
Но фаллический культ бездонно глубок, и от него не в
силах освободиться и
люди христианской эпохи.
С одной стороны, он смело и дерзновенно обращен вперед, призывает к творческой активности
человека и верит в
силу человека воскрешать мертвых собственной активностью.