Неточные совпадения
Передовая германская раса истощит себя в милитаристическом
империализме.
Чужд русскому народу
империализм в западном и буржуазном смысле слова, но он покорно отдавал свои силы на создание
империализма, в котором сердце его не было заинтересовано.
Либеральный
империализм являет у нас опыт положительного, созидательного сознания, и в нем есть обращение к исторически-конкретному.
Но либеральный
империализм слишком уж создается по образцам западноевропейским, слишком уж мало русский и национальный по духу.
Проблема национализма и проблема
империализма очень обострены мировой борьбой народов.
В области мысли одним из плодов нынешней войны будут философия национализма и философия
империализма.
И русский
империализм, как всемирно-исторический факт, не был еще достаточно осознан и не был сопоставлен с так называемой националистической политикой.
В одном из своих аспектов мировая война должна быть признана неотвратимым и роковым моментом в развитии и диалектике
империализма.
Империализм и национализм — разные начала, за ними скрыты разные мотивы, и их следует ясно различать.
Национализм есть начало индивидуализации,
империализм — начало универсализации.
В то время как национализм склонен к обособлению,
империализм хочет выхода в мировую ширь.
Империализм по природе своей выходит за пределы замкнутого национального существования, империалистическая воля есть всегда воля к мировому существованию.
Через борьбу, через раздор
империализм все же способствует объединению человечества.
Англия явила собой первый могущественный образец нового
империализма.
Проблему
империализма нельзя ставить на субъективно-моралистическую почву нашего сочувствия или несочувствия империалистической политике.
Можно совсем не иметь империалистического пафоса и даже с отвращением относиться ко многим неприглядным сторонам империалистической политики и все же признавать объективную неизбежность и объективный смысл
империализма.
Империализм разделяет и порождает мировую войну.
Объективный смысл
империализма глубже и шире того, что на поверхности называют империалистической политикой.
Империализм, как бы ни были часто низменны его мотивы и дурны его приемы, все же выводит за грани замкнутого национального существования, он выводит за границы Европы в мировую ширь, за моря и океаны, объединяет Восток и Запад.
Пафос всемирности живет и в торгово-промышленном
империализме.
Но
империализм с его мировыми притязаниями вовсе не означает непременно угнетения и истребления малых национальностей.
Империализм не есть непременно разбухание одной какой-нибудь национальности, истребляющей всякую другую национальность.
Тип германского
империализма не есть единственный тип
империализма.
Есть даже большее основание думать, что Германия не имеет империалистического призвания и что
империализм ее есть лишь зазнавшийся свыше всякой меры национализм.
За этими границами начинается уже не национализм, а
империализм.
Тут мы подходим к очень важному для России вопросу о соотношении
империализма и национализма.
Великорусское племя и составляет такое ядро русского
империализма, оно создало огромную Россию.
Русский
империализм, которому так много естественно дано, не походит на
империализм английский или германский, он совсем особенный, более противоречивый по своей природе.
Русский
империализм имеет национальную основу, но по заданиям своим он превышает все чисто национальные задания, перед ним стоят задачи широких объединений, быть может, невиданных еще объединений Запада и Востока, Европы и Азии.
Русская политика может быть лишь империалистической, а не националистической, и
империализм наш, по положению нашему в мире, должен быть щедродарящим, а не хищнически-отнимающим.
Но русский
империализм тогда лишь будет иметь право на существование, если он будет дарящим от избытка, в этом лишь будет знак его мощи.
Именно в русском
империализме должна была быть всечеловеческая широта и признание всякой народной индивидуальности, бережное и щедрое отношение ко всякой народности.
И если русский
империализм не будет выражением этого русского народного духа, то он начнет разлагаться и приведет к распадению России.
Русский
империализм пространственно насыщен, у него не может быть хищнических вожделений.
Внешней задачей русского
империализма является лишь обладание проливами, выходом к морям.
Ее
империализм не может быть агрессивным.
На первый план выдвигаются вопросы национальные и расовые, борьба за господство разных
империализмов, все то, что казалось преодоленным космополитизмом, пасифизмом, гуманитарными и социалистическими учениями.
Национализм есть партикуляризм;
империализм есть универсализм.
Талантливый и своеобразный английский империалист Крэмб видит значение английского
империализма в том, чтобы «внушить всем людям, живущим в пределах Британской империи, английское мировоззрение» [См. Крэмб. Германия и Англия.].
Империализм с его колониальной политикой есть современный, буржуазный способ универсализации культуры, расширения цивилизации за пределы Европы, за моря и океаны.
Современный
империализм — явление чисто европейское, но он несет с собой энергию, окончательное раскрытие которой означает конец Европы.
В диалектике
империализма есть самоотрицание.
В современном
империализме, который я называю «буржуазным» в отличие от «священного»
империализма прежних веков [См. мою статью:
Империализм священный и
империализм буржуазный.
Но как отличны приемы современного буржуазного
империализма от приемов старого священного
империализма.
Колониальная политика, борьба за господство на море, борьба за рынки — вот что занимает современный
империализм, вот его приемы и методы универсального могущества.
В прямое культуртрегерство
империализма верить невозможно.
Культурная роль англичан в Индии, древней стране великих религиозных откровений мудрости, которые и ныне могут помочь народам Европы углубить их религиозное сознание, слишком известна, чтобы возможно было поддерживать ложь культурной идеологии
империализма.
И все-таки нельзя отрицать значения
империализма, как выхода за пределы Европы и чисто европейской цивилизации, нельзя отрицать его внешней, материальной, географической миссии.
Британская империя первая явила собой тип современного
империализма.
Последним опытом священного
империализма была мировая империя Наполеона, все еще создававшаяся под обаянием римской идеи.