Неточные совпадения
И самым коренным грехом славянофильства было
то, что природно-исторические черты русской стихии они приняли за христианские добродетели.
Ведь последовательно проведенная точка зрения блага людей ведет к отрицанию смысла истории и
исторических ценностей, так как ценности
исторические предполагают жертву людским благам и людскими поколениями во имя
того, что выше блага и счастья людей и их эмпирической жизни.
Держатся за
те черты национального быта, которые связаны с
исторической отсталостью России.
Национализм может лишь утверждать и развивать
то природно-историческое народное бытие, в глубине которого может загореться мессианская идея, как молния, сходящая с духовного неба.
А кроме вопроса о Турции война ставит еще много других вопросов, связанных с всемирно-исторической
темой: Восток и Запад.
Империализм со своей колониальной политикой был лишь внешним, буржуазным выражением
того неизбежного всемирно-исторического движения, которое мы предвидим.
Для
того, кто смотрит на мировую борьбу с точки зрения философии истории, должно быть ясно, что ныне разыгрывается один из актов всемирно-исторической драмы Востока и Запада.
Вл. Соловьев пытался обратить наше сознание к этим всемирно-историческим
темам, но не всегда удачно.
Обращение к глубине национальной жизни обращает вместе с
тем и к шири жизни всемирно-исторической.
Они знают, что война есть великое зло и кара за грехи человечества, но они видят смысл мировых событий и вступают в новый
исторический период без
того чувства уныния и отброшенности, которое ощущают люди первого типа, ни в чем не прозревающие внутреннего смысла.
В сущности
тот, кто принимает мировой процесс,
историческое развитие,
тем самым принимает жестокость и боль и оправдывает их.
И кто хочет свершения
исторических судеб человечества, его развития ввысь,
тот обязан принять жестокость и боль, заковать себя в броню.
Нам, русским, необходимо духовное воодушевление на почве осознания великих
исторических задач, борьба за повышение ценности нашего бытия в мире, за наш дух, а не на почве
того сознания, что немцы злодеи и безнравственны, а мы всегда правы и нравственно выше всех.
Между
тем очень распространены идеологические построения, которые в неподвижности, в сохранении status quo видят справедливость, всякую же борьбу, перераспределяющую
исторические тела, считают неправдой и насилием.
Историческая динамика предполагает нарушение экилибра и
того, что уже слишком привыкли считать справедливым, предполагает прохождение через
то, что может показаться несправедливым, признание ценностей иных, чем ценность отвлеченной, охраняющей справедливости.
Частнообщественное, гуманистическое миросозерцание расслабляет человека, отнимает у него
ту глубину, в которой он всегда связан со всем «
историческим», сверхличным, всемирным, делает его отвлеченно-пустым человеком.
Поистине всякий человек есть конкретный человек, человек
исторический, национальный, принадлежащий к
тому или иному типу культуры, а не отвлеченная машина, подсчитывающая свои блага и несчастья.
Но жертвы и страдания могут быть оправданы, если видеть
ту глубину всякого существа, на которой судьба национальная,
историческая и мировая есть его собственная судьба.
Тот взгляд на жизнь, который я называю
историческим лишь в противоположность частному и который, в сущности, религиозный, — ценности ставит выше блага, он принимает жертвы и страдания во имя высшей жизни, во имя мировых целей, во имя человеческого восхождения.
Вместе с
тем это есть и порабощение всей относительной
исторической жизни извне навязанными абсолютными и отвлеченными началами.
Что хорошо в одно
историческое время,
то плохо в другом.
Гораздо глубже
то, что власть опиралась на религиозные верования народа, и ее
исторические формы падали, когда эти верования разлагались.
В
то время как соборность означает высокую качественность сознания, коллективизм означает объективирующую консолидацию подсознательного, которое всегда играло огромную роль в
исторических проявлениях коллективизма.
Они получили от Гегеля веру в
то, что в
историческом процессе есть смысл и что
историческая необходимость ведет к мессианскому царству.
Может быть, самое большое противоречие марксизма заключается в
том, что он признает телеологию, разумный характер
исторического процесса, смысл истории, который должен реализоваться в грядущем обществе.
Если под революцией понимать совершаемые в известный
исторический день насилия, убийства, кровопролития, если понимать под ней отмену всех свобод, концентрационные лагеря и пр.,
то желать революции нельзя и нельзя ждать от нее явления нового человека, можно только при известных условиях видеть в ней роковую необходимость и желать ее смягчения.
Социальная утопия всегда заключает в себе ложь, и вместе с
тем человек в своей
исторической судьбе не может обойтись без социальных утопий, они являются движущей силой.
Неточные совпадения
То же я должен вам заметить и об учителе по
исторической части.
Что сила, о которой идет речь, отнюдь не выдуманная — это доказывается
тем, что представление об ней даже положило основание целой
исторической школе.
Землю пашут, стараясь выводить сохами вензеля, изображающие начальные буквы имен
тех исторических деятелей, которые наиболее прославились неуклонностию.
У него была способность понимать искусство и верно, со вкусом подражать искусству, и он подумал, что у него есть
то самое, что нужно для художника, и, несколько времени поколебавшись, какой он выберет род живописи: религиозный,
исторический, жанр или реалистический, он принялся писать.
Только
те народы имеют будущность, только
те народы можно назвать
историческими, которые имеют чутье к
тому, что важно и значительно в их учреждениях, и дорожат ими.