Неточные совпадения
Русская
национальная мысль чувствует потребность и долг разгадать загадку России, понять
идею России, определить ее задачу и место в мире.
Русское
национальное самосознание должно полностью вместить в себя эту антиномию: русский народ по духу своему и по призванию своему сверхгосударственный и сверхнациональный народ, по
идее своей не любящий «мира» и того, что в «мире», но ему дано могущественнейшее
национальное государство для того, чтобы жертва его и отречение были вольными, были от силы, а не от бессилия.
И хотя невозможен в христианском человечестве исключительный
национальный мессианизм, отрицающий саму
идею человечества, мессианизм ветхозаветный, но возможен преображенный новозаветный мессианизм, исходящий от явления Мессии всему человечеству и всему миру.
Очистительная и творческая
национальная работа может лишь уготовлять вместилище для мессианской
идеи.
Империалистическая воля пролила много крови в человеческой истории, но за ней скрыта была
идея мирового единства человечества, преодолевающего всякую
национальную обособленность, всякий провинциализм.
Национальные движения XIX века глубоко противоположны универсальному духу средних веков, которыми владели
идеи всемирной теократии и всемирной империи и которые не знали национализма.
Вопрос в том, чтобы Россия окончательно отказалась от той пугающей и отталкивающей
идеи, что «славянские ручьи сольются в русском море», т. е. признала вечные права за всякой
национальной индивидуальностью и относилась к ней, как к самоценности.
Угнетенные национальности считали нужным брать под свою защиту, но вдохновляла всегда космополитическая
идея, творческих
национальных задач не признавали.
Мысль начинает работать над
национальным самоопределением и
национальным признанием России и наталкивается на славянскую
идею.
В основу славянской
идеи, как и вообще в основу русской мессианской
идеи, можно положить лишь русский духовный универсализм, русскую Всечеловечность, русское искание Града Божьего, а не русскую
национальную ограниченность и самодовольство, не русский провинциализм.
Мы должны заставить поверить в нас, в силу нашей
национальной воли, в чистоту нашего
национального сознания, заставить увидеть нашу «
идею», которую мы несем миру, заставить забыть и простить исторические грехи нашей власти.
Наша
национальная мысль должна творчески работать под новой славянской
идеей, ибо пробил тот час всемирной истории, когда славянская раса должна выступить со своим словом на арену всемирной истории.
Именно у поляков
идея национального мессианизма достигла высочайшего подъема и напряжения.
Нет ничего зловреднее
идеи суверенности
национальных государств, которой дорожат народы на собственную гибель.
Федерация народов предполагает отрицание
идеи суверенности
национальных государств.
Вы себя черните да бьете при содействии какого-нибудь литературного лгунищи, а наши провинциалы читают да думают: «Эва мы, братцы, в гору пошли!» И вот, которые пошельмоватее, поначитавшись, как вы там сами собою тяготитесь и ждете от нас, провинциалов, обновления, — снаряжаются и едут в Петербург, чтобы уделить вам нечто от нашей деловитости, от наших «здравых и крепких
национальных идей».
Неточные совпадения
— «Западный буржуа беднее русского интеллигента нравственными
идеями, но зато его
идеи во многом превышают его эмоциональный строй, а главное — он живет сравнительно цельной духовной жизнью». Ну, это уже какая-то поповщинка! «Свойства русского
национального духа указуют на то, что мы призваны творить в области религиозной философии». Вот те раз! Это уже — слепота. Должно быть, Бердяев придумал.
— У нас развивается опасная болезнь, которую я назвал бы гипертрофией критического отношения к действительности. Трансплантация политических
идей Запада на русскую почву — необходима, это бесспорно. Но мы не должны упускать из виду огромное значение некоторых особенностей
национального духа и быта.
Основной его социальной
идеей было противоположение
национального богатства и народного благосостояния.
Вл. Соловьев в блестящей книге «
Национальный вопрос в России» подверг резкой критике
идеи Данилевского и его единомышленников.
Религиозные,
национальные, социальные
идеи могут играть такую роль поработителей, одинаково
идеи реакционные и революционные.