Можно установить четыре периода в отношении человека к космосу: 1) погружение человека в космическую жизнь, зависимость от объектного мира, невыделенность еще человеческой личности, человек не овладевает еще природой, его отношение магическое и мифологическое (примитивное скотоводство и земледелие, рабство); 2) освобождение от власти космических сил, от духов и демонов природы, борьба через аскезу, а не технику (элементарные формы хозяйства, крепостное право); 3) механизация природы, научное и техническое овладение природой, развитие индустрии в форме капитализма, освобождение
труда и порабощение его, порабощение его эксплуатацией орудий производства и необходимость продавать труд за заработную плату; 4) разложение космического порядка в открытии бесконечно большого и бесконечно малого, образование новой организованности, в отличие от органичности, техникой и машинизмом, страшное возрастание силы человека над природой и рабство человека у собственных открытий.
В марксизме есть две тенденции — тенденция к объективации и отчуждению человека в коллектив, и тенденция к субъективизму, к освобождению
труда и трудящихся от власти общества, к гуманизации общества.
Неточные совпадения
И с
трудом доходит русский человек до сознания необходимости мобилизовать всю свою энергию.
Сам народ все еще как будто бы безмолвствует,
и волю его с
трудом разгадывают люди центров.
XX век выдвинет такие космические задачи в сфере творческого
труда над природой, в области производства
и техники, о каких XIX век со всеми своими открытиями не мог
и мечтать, не мог
и подозревать.
Это прежде всего распря двух славянских душ, родственных по крови
и языку, по общеславянским расовым свойствам
и столь различных, почти противоположных, с
трудом совместимых, неспособных друг друга понять.
И это делает самые добродетели немецкие с
трудом переносимыми.
Война лишь проявляет зло, она выбрасывает его наружу. Внешний факт физического насилия
и физического убийства нельзя рассматривать, как самостоятельное зло, как источник зла. Глубже лежат духовное насилие
и духовное убийство. А способы духовного насилия очень тонки
и с
трудом уловимы. Иные душевные движения
и токи, иные слова, иные чувства
и действия, не имеющие признаков физического насилия, более убийственны
и смертоносны, чем грубое физическое насилие
и разрушение.
Мне неприятен весь нравственный склад германца, противен его формалистический пафос долга, его обоготворение государства,
и я склонен думать, что славянская душа с
трудом может переносить самые нравственные качества германцев, их нравственную идею устроения жизни.
Мы ведь очень легко принимаем наше творческое эстетическое восприятие природы за жизнь самой природы
и с
трудом видим зло
и неволю, заложенные в природной жизни.
Говорят, что различие между социализмом
и коммунизмом в том, что лозунг социализма: «от каждого по его способностям, каждому по его
труду», лозунг же коммунизма: «от каждого по его способностям, каждому по его потребностям».
Это иллюзорное сознание видит вещную, предметную реальность там, где действует реальный
труд человека
и отношения людей.
Человек с
трудом вмещает полноту
и многообразие жизни, он всегда склонен многое вытеснять.
Правдин. Если вы приказываете. (Читает.) «Любезная племянница! Дела мои принудили меня жить несколько лет в разлуке с моими ближними; а дальность лишила меня удовольствия иметь о вас известии. Я теперь в Москве, прожив несколько лет в Сибири. Я могу служить примером, что
трудами и честностию состояние свое сделать можно. Сими средствами, с помощию счастия, нажил я десять тысяч рублей доходу…»
Николай Левин продолжал говорить: — Ты знаешь, что капитал давит работника, — работники у нас, мужики, несут всю тягость
труда и поставлены так, что сколько бы они ни трудились, они не могут выйти из своего скотского положения.
Когда maman вышла замуж, желая чем-нибудь отблагодарить Наталью Савишну за ее двадцатилетние
труды и привязанность, она позвала ее к себе и, выразив в самых лестных словах всю свою к ней признательность и любовь, вручила ей лист гербовой бумаги, на котором была написана вольная Наталье Савишне, и сказала, что, несмотря на то, будет ли она или нет продолжать служить в нашем доме, она всегда будет получать ежегодную пенсию в триста рублей.
Рассказ Меннерса, как матрос следил за его гибелью, отказав в помощи, красноречивый тем более, что умирающий дышал с
трудом и стонал, поразил жителей Каперны.
Неточные совпадения
Трудись! Кому вы вздумали // Читать такую проповедь! // Я не крестьянин-лапотник — // Я Божиею милостью // Российский дворянин! // Россия — не неметчина, // Нам чувства деликатные, // Нам гордость внушена! // Сословья благородные // У нас
труду не учатся. // У нас чиновник плохонький, //
И тот полов не выметет, // Не станет печь топить… // Скажу я вам, не хвастая, // Живу почти безвыездно // В деревне сорок лет, // А от ржаного колоса // Не отличу ячменного. // А мне поют: «Трудись!»
«Давно мы не работали, // Давайте — покосим!» // Семь баб им косы отдали. // Проснулась, разгорелася // Привычка позабытая // К
труду! Как зубы с голоду, // Работает у каждого // Проворная рука. // Валят траву высокую, // Под песню, незнакомую // Вахлацкой стороне; // Под песню, что навеяна // Метелями
и вьюгами // Родимых деревень: // Заплатова, Дырявина, // Разутова, Знобишина, // Горелова, Неелова — // Неурожайка тож…
А если
и действительно // Свой долг мы ложно поняли //
И наше назначение // Не в том, чтоб имя древнее, // Достоинство дворянское // Поддерживать охотою, // Пирами, всякой роскошью //
И жить чужим
трудом, // Так надо было ранее // Сказать… Чему учился я? // Что видел я вокруг?.. // Коптил я небо Божие, // Носил ливрею царскую. // Сорил казну народную //
И думал век так жить… //
И вдруг… Владыко праведный!..»
Остатком — медью — шевеля, // Подумал миг, зашел в кабак //
И молча кинул на верстак //
Трудом добытые гроши //
И, выпив, крякнул от души, // Перекрестил на церковь грудь.
Стародум(к Правдину). Чтоб оградить ее жизнь от недостатку в нужном, решился я удалиться на несколько лет в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества; где требуют денег от самой земли, которая поправосуднее людей, лицеприятия не знает, а платит одни
труды верно
и щедро.