Цитаты со словом «учение»
Для гностицизма религия есть знание, тайное и явное, есть посвящение в
учение.
По гностическим
учениям истина открывается мудрым, а не младенцам.
Христианские догматы — не интеллектуальные теории, не метафизические
учения, а факты, видения, живой опыт.
Догматы Церкви никогда не были рационалистичны и интеллектуалистичны, они раскрывали лишь мистические факты, рационалистичны и интеллектуалистичны были еретические
учения.
Монофизитство, конечно, рационалистичнее церковного
учения о соединении в Христе природы человеческой и божеской.
Философия станет жизненной, будет жизнью и будет
учением о жизни.
Вот почему на кантианство нельзя смотреть просто как на гносеологическое
учение, как на направление теоретической философии, которое не должно вызывать слишком сильных страстей.
Кантианство убивает не метафизику, не
учение о бытии, это была бы невелика беда, оно убивает само бытие, вернее, оно выражает, отражает в жизни совершившееся угашение бытия, его отдаление от покинутого человека.
Кто только не повторял контовского
учения о трех фазисах развития и не пел победного гимна третьему, позитивно-научному периоду?
В разных формах распространенное
учение о противоположности знания и веры, противоположности, понятой внешне и не осмысленной, требует пересмотра.
Существует много гносеологических
учений, но можно установить три основных типа: эмпиризм, рационализм, критицизм.
Акт веры, религиозное восприятие лежит и между
учением о Логосе Гегеля и учением о Логосе Вл. Соловьева.
Метафизическое
учение о причинности как о волевой активности субстанций блестяще было формулировано русским философом Лопатиным.
Лопатин подвел итоги длинной истории метафизического
учения о причинности и дал лучшее в современной философской литературе учение об отношении причинности к свободе.
Не
учение о бытии, а само бытие предшествует учению о познании.
Но материал, с которым оперируют гносеологи, оказывается слишком беден и узок, чтобы построить полное
учение о познании.
Несовершенство языка, страшный номинализм слов дает кажущееся оправдание тому
учению современного критицизма, согласно которому бытие есть лишь форма экзистенциального суждения и вне суждения бытия нет.
О ценности ничего нельзя изрекать словами, не может быть
учения о ценности, потому что данность должна предшествовать суждению, не зависеть от суждения, а определять его.
Фрейбургская школа, как и всякая другая, не имеет органа для своего
учения о ценностях.
В изреченном суждении всякое
учение, всякая философия ценностей рационализирована.
Во всех оккультных
учениях скрыта, в сущности, все та же таинственная истина о человеке-микрокосме.
Русское интеллигентное общество или совсем презирает философию и отказывается хоть что-нибудь в ней знать, или увлекается разными европейскими философскими
учениями, поклоняется учениям модным и новейшим.
А
учения о пространстве и времени Лосский не дает и откладывает до онтологии, так что все его утверждения, все его учение о суждении, вся его гносеология зависит от онтологического учения о пространстве и времени.
В
учении о разуме гносеология соединяется с онтологией, как то было у Гегеля и Шеллинга, и отделение гносеологической проблемы от учения о разуме опять возвращает нас к философии неорганической, рассеченной.
Тут мы подходим к центральной точке онтологической гносеологии — к
учению о Разуме, о Логосе.
В каком же отношении стоит пропедевтическая теория знания Лосского к
учению о Разуме, и может ли он миновать этот центральный вопрос?
Учение о Логосе есть учение сверхрационалистическое, преодоление всякого ограниченного рационализма.
Но
учение о Логосе, составляющее душу онтологической гносеологии, сталкивается с иррациональностью и греховностью бытия, которые для гегелевского панлогизма были непостижимы.
Наука говорит правду о «природе», верно открывает «закономерность» в ней, но она ничего не знает и не может знать о происхождении самого порядка природы, о сущности бытия и той трагедии, которая происходит в глубинах бытия, это уже в ведении не патологии, а физиологии —
учения о здоровой сущности мира, в ведении метафизики, мистики и религии.
Здесь я лишь устанавливаю самые общие положения, имеющие значение для
учения о происхождении зла и о грехе.
Учение об эманации отрицает и лицо Творца и лицо творимых, отрицает свободу и самостоятельность творения.] все живое пребывает в божественном плане космоса, до времени и до мира совершается в идеальном процессе божественной диалектики.
[У Вл. Соловьева есть остроумное
учение о различии между бытием как состоянием, которое Гегель превратил в отвлеченную идею, и сущим как конкретным, живым носителем бытия, субстратом, существом.
Вот почему христианское
учение о воскресении плоти утверждает смысл жизни в этом мире, смысл мировой истории, оправдывает мировую культуру.
Догматы, откровенные истины веры — не теории, не
учения, не метафизика, не богословие.
Глубоким представляется
учение Мейстера Эккерта [Эккерт был мистиком огромной силы, но он был пантеист, превратил христианство в религию отвлеченной духовности и явился мистическим истоком протестантизма.] о Перво-Божестве (Gottheit), которое глубже и изначальнее Бога (Gott).
Евангелие есть
учение о Христе как Искупителе и Спасителе мира, а не учение Христа.
Если брать
учение Христа и отвергать самого Христа, то в христианстве нельзя найти ничего абсолютно нового и оригинального.
А моральное
учение Канта некоторые даже находят более возвышенным, чем христианское.
Все христианское
учение было уже подготовлено греческой и восточной мудростью, даже таинства христианские имеют свой прообраз в таинствах древних религий.
Учение о богочеловечестве Христа, христологические догматы — факты, мистические факты вселенской истории, а не теории, не умственные доктрины, не отвлеченные построения, как то хотят представить рационалисты.
Человечество, как бы предоставленное самому себе в делах этого мира, в историческом творчестве культуры и общественности, беспомощно строило свою антропологию, свое человеческое
учение об обществе и о пути истории.
Католическое
учение о церковной иерархии с папой во главе было ложной религиозной антропологией и обнаруживало отсутствие подлинной религиозной антропологии — откровения богочеловечества, в котором Сам Христос есть Царь и Первосвященник и не имеет заместителей.
Ложное
учение средневекового католичества о человеке, лжерелигиозное принижение человеческой личности привели к протесту, относительная правота которого несомненна.
Если в католичестве было ложное, сбившееся с пути
учение о церкви, хотя была сама Церковь, то в протестантизме сама идея церкви начала постепенно истребляться.
Но этот же самый божественный человек, согласно
учению гуманистического позитивизма, произошел из низкого состояния, вышел из недр неорганической материи; этот человек смертен, этот человек не обладает даже реальным единством личности и есть лишь игра природных и социальных сил.
Учение о прогрессе, о смысле истории неизбежно предполагает благодатное завершение истории, конечный исход, конец истории, ту или иную эсхатологию; в эсхатологии — пафос религии прогресса, душа ее.
В религии социализма, этом последнем слове
учения о прогрессе, есть конец.
И ложная антропология западного католичества, и полное отсутствие антропологии в восточном православии одинаково свидетельствуют о неполном и одностороннем характере христианства в истории, о неизбежности раскрытия полной религиозной антропологии, религиозного
учения о человеке и человечестве, не языческого и не ветхозаветного.
Слишком ясно, что мистицизмом принято называть мистическое
учение, мистическое умозрение, мистическую теософию.
Мистикой же называют не
учение, не философию, а саму мистическую жизнь, мистическую практику, мистический опыт.
Цитаты из русской классики со словом «учение»
Из этого коренного отличия
учения Христа от всех предшествующих
учений, основанных на общественном жизнепонимании, происходит и различие заповедей общественных от заповедей христианских.
Религиозная тема. Религиозный характер русской философии. Разница между богословием и религиозной философией. Критика западного рационализма. Философские идеи Киреевского и Хомякова. Идея соборности. Владимир Соловьев. Эротика. Интуиция всеединства. Бытие и сущее. Идея богочеловечества.
Учение о Софии. «Смысл любви». Религиозная философия Достоевского и Л. Толстого. Русская религиозная мысль в духовных академиях. Архиепископ Иннокентий. Несмелов. Тареев.
— Тогда они устно слышали от него
учение, а мы ныне из книг божественных оное почерпаем: нас, священников, и философии греческой учили, и риторике, и истории церкви христианской, — нам можно разуметь священное писание; а что же их поп и учитель — какое ученье имел? Он — такой же мужик, только плутоватей других!
Но я, в сущности, всегда думал, что монашеская аскеза, особенно сирийского типа, есть искажение
учения Христа, есть монофизитство, она находится в противоречии с откровением о Богочеловечности.
Несмысленные! не ведали, что, истребляя превратное или глупое истолкование христианского
учения и запрещая разуму трудитися в исследовании каких-либо мнений, они остановляли его шествие; у истины отнимали сильную опору, различие мнений, прения и невозбранное мыслей своих изречение.
Ассоциации к слову «учение»
Синонимы к слову «учение»
Предложения со словом «учение»
- Проповедь нового религиозного учения вторгается в исторический процесс как нечто зародившееся в глубинах духа, и хотя успех её во многом зависит от общественных условий, не сами эти условия её создают.
- Это философское учение стало великим шагом на пути познания природы психического.
- Догматику и принципы нового учения можно лишь описать, но не сформулировать, так как основным его принципом была ложь.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «учение»
Афоризмы русских писателей со словом «учение»
- От новейших всех учений —
Сохрани нас Бог!..
- Толь великую приносит учение пользу, толь светлыми лучами просвещает человеческий разум, толь приятно есть красоты его наслаждение!
- Такое приятное, беспорочное и полезное упражнение где способнее, как в учении сыскать можно? В нем открывается красота многообразных вещей и удивительная различность действий и свойств…
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно