Значит, в процессе познания внешнего мира объект трансцендентен в отношении к познающему я, но, несмотря на это, он остается имманентным самому процессу знания; следовательно, знание о внешнем мире
есть процесс, одною своею стороною разыгрывающий в мире не-я (материал знания), а другой стороной совершающийся в мире «я» (сравнивание)».
Неточные совпадения
Но религиозный синтез не может
быть дан лишь в конце, лишь в результате аналитико-дифференцирующего
процесса, лишь для будущих поколений, он дан и в начале, дан для всех живших и живущих, дан как истина, хранимая вселенской Церковью, как древняя мудрость.
Способ лечения может
быть лишь один: отказ от притязаний отвлеченной философии, возврат к мистическому реализму, т. е. к истокам бытия, к живому питанию, к познанию как функции целостного
процесса жизни.
Бог должен
быть, но Бога никогда и не
будет, так как
процесс осуществления Бога — долженствования не имеет завершения, не имеет конца.
Я не предлагаю вернуться к первоначальной наивности, это
было бы невозможно и это значило бы, что весь
процесс мирового самосознания совершился даром и ничего не завоевал.
Должен
быть восстановлен и на незыблемых основаниях утвержден реалистический тезис относительно бытия, реалистический критерий истины и реалистическое понимание
процесса познания.
Лосский хочет построить гносеологию независимо от допущения разума, для него знание
есть лишь
процесс сравнения.
В наивном, дофилософском сознании
есть здоровый реализм, здоровое чувство бытия, которое рассекалось и умерщвлялось рационалистическим развитием философии,
процессом дифференцирования.
В каком же отношении стоит этот
процесс познания к тому органическому Разуму, в котором всякое познание
есть только одна функция?
Логос не
есть отвлеченное рациональное начало, Логос — органичен, в нем
процесс познания
есть функция живого целого, в нем мышление
есть само бытие.
Переживаемое и испытываемое бытие первичнее сознания и всех его элементов, и из него лишь могут
быть истолкованы дефекты нашего сознания, вся эта беспомощность познавательного
процесса.
Процесс истории не
есть прогрессирующее возвращение человечества к Богу по прямой линии, которое должно закончиться совершенством этого мира:
процесс истории двойствен; он
есть подготовление к концу, в котором должно
быть восстановлено творение в своей идее, в своем смысле, освобождено и очищено человечество и мир для последнего выбора между добром и злом.
Язычество
было необходимой, элементарной ступенью в
процессе мирового откровения; без этой ступени никогда мир не пришел бы к христианскому сознанию; в язычестве
была неумирающая правда, правда божественности мировой души, божественности матери-земли, которая должна войти в дальнейшее развитие религиозного сознания.
Современный языческий ренессанс
есть или неосознанный еще
процесс развития религии Христа к высшей полноте, или окончательный декаданс.
Для явления окончательного добра должен
был совершиться
процесс истории, и потому все эпохи истории имеют глубокий религиозный смысл.
Церковь
есть богочеловеческий организм и богочеловеческий
процесс.
История не имела бы религиозного, церковного смысла, если б она не закончилась полнотой откровения, откровения тайны творения Божьего, если б исторический
процесс не перешел в
процесс сверхисторический, в котором окончательно
будет снята противоположность между земным и небесным, человечеством и Божеством.
Теургический, творческий
процесс в жизни человечества и
есть путь к новому Космосу, к новой земле и новому небу.
Он сказал нам целую речь, из которой мне запомнились слова: «Ваша ошибка в том, что вы не видите, что общественный процесс
есть процесс органический, а не логический, и ребенок не может родиться раньше, чем на девятом месяце».
Она не говорит: «Допусти то и то, а я тебе дам истину, спрятанную у меня, ты можешь получить ее, рабски повинуясь»; в отношении к лицу она только направляет внутренний процесс развития, прививает индивидуальности совершённое родом, приобщает ее к современности; она сама
есть процесс углубления в себя природы и развитие полного сознания космоса о себе; ею вселенная приходит в себя после борений материального бытия, жизни, погруженной в непосредственность.
Так как происхождение мира
есть процесс, имманентный Божеству, то, очевидно, грехопадение вносит драму и в само Божество, и следует заключить, что мировой процесс есть мистерия иррационально страдающего и искупающего себя же бога (хотя сам Эриугена такого заключения еще не делает).
Неточные совпадения
Он не
был ни технолог, ни инженер; но он
был твердой души прохвост, а это тоже своего рода сила, обладая которою можно покорить мир. Он ничего не знал ни о
процессе образования рек, ни о законах, по которому они текут вниз, а не вверх, но
был убежден, что стоит только указать: от сих мест до сих — и на протяжении отмеренного пространства наверное возникнет материк, а затем по-прежнему, и направо и налево,
будет продолжать течь река.
Происходили беспрерывные совещания по ночам; там и сям прорывались одиночные случаи нарушения дисциплины; но все это
было как-то до такой степени разрозненно, что в конце концов могло самою медленностью
процесса возбудить подозрительность даже в таком убежденном идиоте, как Угрюм-Бурчеев.
— Он всё не хочет давать мне развода! Ну что же мне делать? (Он
был муж ее.) Я теперь хочу
процесс начинать. Как вы мне посоветуете? Камеровский, смотрите же за кофеем — ушел; вы видите, я занята делами! Я хочу
процесс, потому что состояние мне нужно мое. Вы понимаете ли эту глупость, что я ему будто бы неверна, с презрением сказала она, — и от этого он хочет пользоваться моим имением.
Когда кончилось чтение обзора, общество сошлось, и Левин встретил и Свияжского, звавшего его нынче вечером непременно в Общество сельского хозяйства, где
будет читаться знаменитый доклад, и Степана Аркадьича, который только что приехал с бегов, и еще много других знакомых, и Левин еще поговорил и послушал разные суждения о заседании, о новой пьесе и о
процессе.
Попытка развода могла привести только к скандальному
процессу, который
был бы находкой для врагов, для клеветы и унижения его высокого положения в свете.