Неточные совпадения
Догмат нарушает, вернее, не считается с основным требованием логической дискурсии (с такой отчетливостью формулированным Г. Когеном), именно с непрерывностью
в мышлении (Kontinuität des Denkens), которая опирается на порождении им своего объекта (reiner Ursprung [Чистое первоначало (или первоисточник) (нем.) — одно из основных
понятий в философии Г. Когена, обозначающее тот или иной исходный элемент, на
основе которого формируется все достояние мышления.
Если иметь
в виду эту аксиоматическую или мифическую
основу философствования, то философию можно назвать критической или идеологической мифологией, и излагать историю философии надо не как историю саморазвития
понятия (по Гегелю), но как историю религиозного самосознания, поскольку оно отражается
в критической идеологии.
Притязание неокантианцев на всецелое порождение мышлением объекта мысли (reiner Ursprung [Чистое первоначало (или первоисточник) (нем.) — одно из основных
понятий в философии Г. Когена, обозначающее тот или иной исходный элемент, на
основе которого формируется все достояние мышления.
Религия имеет
в своих
основах опытный, можно сказать, эмпирический характер (конечно,
понятие опыта берется здесь
в расширенном смысле), а потому не может быть установлена одной философской «дедукцией» или мистическим «гнозисом».
Эта проблема вполне аналогична проблеме Эккегарта (знакомство с которым определенно чувствуется
в соответствующих учениях Беме) [Schwarz (1. с., 553) даже называет Беме, конечно, преувеличенно, «ein Neuschöpfer und geistiger Vollender der Gedanken Eckeharts»127.], именно о возникновении
в первоначальном, чистом Ничто одновременно и Бога и мира, или о теологическом «reiner Ursprung» [Чистое первоначало (или первоисточник) (нем.) — одно из основных
понятий в философии Г. Когена, обозначающее тот или иной исходный элемент, на
основе которого формируется все достояние мышления.
Должны существовать идеи не только настоящих вещей, но и прошедших, даже идеи отрицания, относительного, гибнущего, смерти, уничтожения и под Сила этого аргумента заключается
в прямом отожествлении
понятий, возникающих
в мире явлений и по поводу их, с самыми идеями, но это прямолинейное отожествление отнюдь не вытекает из платоновского учения, ибо мир идей, хотя и имманентен миру явлений, как его
основа, но вместе с тем и принципиально от него отличается Идеи
в нем погружены
в становление и небытие, терпят многочисленные преломления и отражения, собственно и составляющие область относительного.
Идеи-имена, которые составляют онтологическую
основу общих
понятий, суть первообразы существ
в Софии, вне которых ничто не становится причастно бытия.
В этом реальном единстве и идейной обоснованности всего существующего заключается источник значимости общих
понятий, причем их ценность прагматически оправдывается, оказываясь
в некотором, хотя бы только косвенном соотношении с действительностью: логика оказывается технична, а техника логична,
в чем и заключается
основа возможности науки и ее технического приложения, иначе говоря, хозяйственная природа науки.
Далее, самая возможность общего
понятия, «нарицательного» имени, была бы неразрешимой загадкой: измышляемы могут быть лишь индивидуальные имена, но не общие, которые нуждаются для самого своего возникновения уже
в некоторой общей идейной
основе, без нее же раздробленные логические атомы, индивидуальные имена, не поддавались бы никакому суммированию и обобщению.
Общие
понятия столь же интуитивны и непосредственны
в основе своей, как и восприятия индивидуального бытия, и вне интуиции общего, нераздельной с интуицией индивидуального, общие
понятия были бы невозможны.
Эта же вера легла
в основу учения Вл. Соловьева о действенном искусстве, которому он присвоил название теургии [
Понятие теургии Соловьев разрабатывал
в своем трактате «Философские начала цельного знания».
Неточные совпадения
В этой шутке Прудон, смеясь, выразил серьезную
основу своего воззрения на женщину.
Понятия его о семейных отношениях грубы и реакционны, но и
в них выражается не мещанский элемент горожанина, а скорее упорное чувство сельского pater familias'a, [отца семейства (лат.).] гордо считающего женщину за подвластную работницу, а себя за самодержавную главу дома.
Вот вероятный практический результат, к которому
в конце концов должен прийти самый выносливый из простецов при первом жизненном уколе. Ясно, что бессознательность, которая дотоле примиряла его с жизнью, уже не дает ему
в настоящем случае никаких разрешений, а только вносит элемент раздражения
в непроницаемый хаос
понятий, составляющий
основу всего его существования. Она не примиряет, а приводит к отчаянию.
Ежели мы, русские, вообще имеем довольно смутные
понятия об идеалах, лежащих
в основе нашей жизни, то особенною безалаберностью отличается наше отношение к одному из них, и самому главному — к государству.
Решение суда не заставило себя долго ждать, но
в нем было сказано:"Хотя учителя Кубарева за распространение
в юношестве превратных
понятии о супинах и герундиях, а равно и за потрясение
основ латинской грамматики и следовало бы сослать на жительство
в места не столь отдаленные, но так как он, состоя под судом, умре, то суждение о личности его прекратить, а сочиненную им латинскую грамматику сжечь
в присутствии латинских учителей обеих столиц".
Поэтому не считаем за нужное излагать все эти искаженные
понятия о судьбе, считая достаточным показать, как угловато виднеется первоначальная
основа даже из-под последней и искуснейшей диалектической одежды, которою облеклась она
в господствующем ныне эстетическом воззрении на трагическое.