Неточные совпадения
Связь же между религией и другими сторонами жизни
духа, которая несомненно
существует, имеет не первообразный, но производный, не онтологический, но психологический характер.
Но само собою разумеется, антилогизм есть логическая утопия, нечто невозможное для человеческого
духа, просвещенного светом логоса, неосуществимое для мышления задание: рассуждать так, как будто бы Бога, опознанного «практическим разумом», совсем не
существовало для теоретического.
Философская идея Бога (какова бы она ни была) есть во всяком случае вывод, порождение системы и esprit de Systeme [
Дух системы (фр.)],
существует лишь как момент системы, ее часть.
Различие между «положительной» религией и философией принципиально стирается в глазах Гегеля потому, что «не могут
существовать два разума и два
духа, не может
существовать божественный разум и человеческий, божественный
дух и человеческий, которые были бы совершенно различны между собою.
Ведь религиозная вера и мифотворчество не может же быть упразднено в своей области какой-либо философемой, и религия
существует с большим достоинством вне всякой философии, нежели с несвободной, а потому и неискренней философией, которая как будто хочет показать своей «апологетикой», что сама религия нуждается в апологии, задача апологетики, возомнившей себя религиозной философией, есть поэтому вообще ложная задача, одинаково недостойная и религии, и философии, ибо в ней соединяется отсутствие религиозной веры и свободного философского
духа.
«Свершение
духа состоит в том, что то нечто, которое здесь
существует как сотворенное, приводится к своему ничто, к своему вечному первообразу.
«На этом непостижимом хребте сверхбожественного Wo
существует ощутимая для всех чистых
духов зияющая бездонность (Abgründlichkeit), и тогда приходит душа в сокровенную неименуемость и непостижное отчуждение» (ib.).
В вечной природе
существуют две области и заключена возможность двух жизней: «огонь или
дух», обнаруживающийся как «молния огня» на четвертой ступени, силою свободы (опять и свобода у Беме мыслится вне отношения к личности, имперсонали-стически, как одна из сил природы) определяет себя к божественному единству или кротости, и благодаря этому первые 4 стихии становятся или основой для царства радости, или же, устремляясь к множественности и самости, делаются жертвой адского начала, причем каждое начало по-своему индивидуализирует бытие.
Телесность по существу своему вовсе не есть противоположность
духу, ибо
существует и духовная телесность, «тело духовное», о котором говорит ап.
По-видимому,
существуют непарные существа [«Нечетные
духи», по терминологии А. Н.
Неточные совпадения
Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы, когда вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников; когда, лишившись дома и кровли, стал здесь отважен человек; когда на пожарищах, в виду грозных соседей и вечной опасности, селился он и привыкал глядеть им прямо в очи, разучившись знать,
существует ли какая боязнь на свете; когда бранным пламенем объялся древле мирный славянский
дух и завелось козачество — широкая, разгульная замашка русской природы, — и когда все поречья, перевозы, прибрежные пологие и удобные места усеялись козаками, которым и счету никто не ведал, и смелые товарищи их были вправе отвечать султану, пожелавшему знать о числе их: «Кто их знает! у нас их раскидано по всему степу: что байрак, то козак» (что маленький пригорок, там уж и козак).
Положим, что я употребил прием легкомысленный, но я это сделал нарочно, в досаде, — и к тому же сущность моего возражения была так же серьезна, как была и с начала мира: «Если высшее существо, — говорю ему, — есть, и
существует персонально, а не в виде разлитого там
духа какого-то по творению, в виде жидкости, что ли (потому что это еще труднее понять), — то где же он живет?» Друг мой, c'etait bête, [Это было глупо (франц.).] без сомнения, но ведь и все возражения на это же сводятся.
— Да так…
Существует что-то вроде фатализма: люди, близкие друг другу по
духу, по складу ума, по стремлениям и даже по содержанию основных идей, расходятся иногда на всю жизнь из-за каких-либо глупейших пустяков, пустой фразы, даже из-за одного непонятого слова.
Но личность
существует лишь в том случае, если человек есть свободный творческий
дух, над которым кесарь не всесилен.
Оценка есть путь познания так называемых наук о
духе, но эта оценка отражается на
дух, а не на сферу объективации, которая
существует не только в явлениях природы, но и в явлениях психических и социальных.