Перед лицом мировых неисследимостей, в беспредельности мировых пространств и безбрежности
мировых времен, в неизмеримости мировых глубин и необъятности мировых громад, — звучит он, этот чудесный голос, властно шепчущий: миру, во всей его безмерности, не принадлежит его бытие, — оно ему дано.
Неточные совпадения
Поэтому религиозное мироощущение неизменно сопровождается известным разочарованием в этом мире, пессимизмом в отношении к данному его состоянию, тем, что иногда зовется «
мировой скорбью», но в то же
время пессимизм этот есть только тень, которую бросает свет радостной веры, сулящей победу над миром, подающей надежду на освобождение и спасение.
Но — при этом — осуществляется ли божественная полнота и в этом мире, вовлечен ли Бог в
мировой процесс с его свершениями,
временами и сроками?
Троицы запечатлен и в
мировой истории, ибо ипостаси божественные раскрываются в последовательности
времен.
Однако именно то, что может раскрываться во
времени, существует от вечности, а Шеллинг, вместо этого само
время, т. е.
мировой процесс, вводит в недра Божества, Его им определяет.
Актуальность Бога в мире, делающая реальным
время и установляющая
времена и сроки
мировых свершений, полагает основу истории.
Мировая закономерность, установляемая наукой, имеет прагматическое и схематическое значение лишь для данного отрезка
времени и притом ceteris paribus [При прочих равных условиях (лат.).].
Не существует преду становленности в ходе
мирового процесса и в судьбах людей, ибо
время реально, и то, что в нем совершается, творится во
времени и в этой оригинальности своей не может быть заранее предопределено в какой-либо одной точке прошлого: все моменты
времени онтологически равноценны и равнореальны, хотя этим и не уничтожается их различие, наоборот, даже утверждается.
Но какой смысл имеет это при сопоставлении того, что происходит во
времени и осуществляется
мировым творчеством, как задача и внутренний закон жизни, и того, что выше
времени и самого бытия?
Наше понимание объективного
времени будет существенно различаться в зависимости, напр., от того, принимаем ли мы учение о перевоплощении душ, т. е. о неоднократном повторении жизни одних и тех же существ, или нет; далее, видим ли мы мистический центр
мировой истории в событии боговошющения или в чем-либо другом.
Неточные совпадения
— Оттого, что я считаю, что
мировой суд есть дурацкое учреждение, — отвечал мрачно Левин, всё
время ждавший случая разговориться с Вронским, чтобы загладить свою грубость при первой встрече.
Он неохотно и ‹не› очень много затратил
времени на этот труд, но затраченного оказалось вполне достаточно для того, чтоб решительно не согласиться с философией истории, по-новому изображающей процесс развития
мировой культуры.
Прежде всего выступила на сцену история составления уставной грамоты, [Уставная грамота — акт, определяющий отношения между помещиком и крестьянами до совершения выкупной сделки; составлялся, по «Положению» 1861 года об отмене крепостного права, самим помещиком и утверждался
мировым посредником, избранным из среды дворян.] что относилось еще ко
времени опекунства Сашки Холостова.
Нельзя было расшатывать исторические основы русского государства во
время страшной
мировой войны, нельзя было отравлять вооруженный народ подозрением, что власть изменяет ему и предает его.
Наша же общественность во
время небывалой
мировой катастрофы бедна идеями, недостаточно воодушевлена.