Неточные совпадения
По сравнению с мышлением низшею формою религиозного сознания является то, что обычно зовется «верою» и что Гегель характеризует как
знание в форме «представления» (Vorstellung): на ней лежит печать субъективности, непреодоленной раздвоенности субъекта и
объекта.
Только в мышлении достигается «то тожество, при котором
знание полагает в своем
объекте себя для себя», оно «есть дух, разум, опредмеченный для самого себя» (121).
Лосский горячий и крайний сторонник имманентности всякого знания; для него знание есть вхождение действительности в познающего, и потому трансцендентность знания есть внутреннее противоречие, имманентность
объекта знания субъекту знания и само знание — одно и то же.
Для данного мира действительности, мира видимого,
объекта знания, волевой акт свободного избрания, т. е. акт веры, уже совершен, совершен в таинственной глубине бытия; для мира же иного, мира невидимых вещей, мы вновь должны совершить акт свободного волевого избрания, избрания того мира предметом своей любви, т. е. акт веры.
Разница только в том, что в случае знания о внутреннем мире и
объект знания, и процесс сравнивания его находятся в сфере «я», а при познании внешнего мира объект находится вне я, а сравнивание его происходит в я.
Неточные совпадения
Лосский радикально и решительно отрицает всякую грань между субъектом и
объектом, между
знанием и бытием.
Но в Логосе субъект и
объект тождественны; в мировой жизни Логоса акт познания есть акт самой жизни,
знание есть бытие (
знание есть непременно бытие, но бытие не есть непременно
знание, как думал Гегель).
И это поистине революционная точка зрения, знаменующая собой переворот в теории
знания, так как большая дорога в развитии теории
знания вела до сих пор к все большему и большему разобщению между субъектом и
объектом и полному отрицанию возможности овладеть бытием, добиться присутствия в
знании самой действительности.
В соборном, церковном опыте дано бытие, душа мира, мать-земля до рационалистического распадения на субъект и
объект, до всякого отвлеченного
знания.
Знание потому есть жизнь самого бытия, и потому в самом бытии происходит то, что происходит в
знании, потому так, что в познающем субъекте и в познаваемом
объекте, в мышлении и в бытии живет и действует тот же универсальный разум, Логос — начало божественное, возвышающееся над противоположностями.