Неточные совпадения
При ответе на этот вопрос в тех многочисленных определениях
религии, которые делаются в религиозно-философской литературе, в большинстве случаев делается попытка установить те или иные черты (или задачи) истинной религиозности, иначе говоря, высказывается нормативное суждение о том, чем должна или может быть
религия в наиболее совершенной
форме.
В основе религиозного отношения лежит поэтому основной и неустранимый дуализм: в
религии, какова бы она ни была в своей конкретной
форме, есть всегда два начала, два полюса.
Итак, в самой общей
форме можно дать такое определение
религии:
религия есть опознание Бога и переживание связи с Богом.
В замкнутом субъективизме, имманентизме и психологизме неповинна поэтому даже и эта
религия, как бы ни было скудно ее положительное учение о Боге [На это справедливо указывает Гартман, у которого вообще мы находим чрезвычайно отчетливую постановку проблемы
религии в ее общей
форме: он устанавливает, что «всякий объект религиозной функции есть бог; бог есть не научное, но религиозное понятие; наука может заниматься им, лишь поскольку она есть наука о
религии.
Поэтому
религия с своими несовершенными
формами «представления» и веры есть также лишь ступень развития его самосознания, которая должна быть превзойдена, притом именно в философии.
Отсюда известное воззрение Гегеля, выраженное им уже в «Феноменологии духа», что философия выше
религии, ибо для нее в совершенной и адекватной
форме логического мышления ведомы тайны Бога и мира, точнее, она и есть самосознание Бога.
«Обычное представление о Боге как отдельном существе вне мира и позади (?) мира не исчерпывает всеобщего предмета
религии и есть редко чистая и всегда недостаточная
форма выражения религиозного сознания…
Основная мысль Гегеля о различии между
религией и философией состоит, как мы уже знаем, в том, что «
религия есть истинное содержание, но только в
форме представления» (94) [Ср. там же.
С. 316.], и в этой двойственности и противоречивости заключается необходимость перехода к философии, которая то же самое дело, что и
религия, делает в
форме мышления, тогда как «
религия, как, так сказать, непроизвольно (unbefangen) мыслящий разум, остается в
форме представления» [Ср. там же.
Для демократической
религии человекобожия государство есть высшая
форма жизни, — лжецерковь.
Не говоря о домашних отношениях, в особенности при смерти его отца, панихидах по нем, и о том, что мать его желала, чтобы он говел, и что это отчасти требовалось общественным мнением, — по службе приходилось беспрестанно присутствовать на молебнах, освящениях, благодарственных и тому подобных службах: редкий день проходил, чтобы не было какого-нибудь отношения к внешним
формам религии, избежать которых нельзя было.
Неточные совпадения
Рождество у нас прошло, как будто мы были в России. Проводив японцев, отслушали всенощную, вчера обедню и молебствие, поздравили друг друга, потом обедали у адмирала. После играла музыка. Эйноске, видя всех в парадной
форме, спросил, какой праздник. Хотя с ними избегали говорить о христианской
религии, но я сказал ему (надо же приучать их понемногу ко всему нашему): затем сюда приехали.
Марксизм как
религия есть секуляризованная
форма идеи предопределения.
Настоящий Гегель был тот скромный профессор в Иене, друг Гельдерлина, который спас под полой свою «Феноменологию», когда Наполеон входил в город; тогда его философия не вела ни к индийскому квиетизму, ни к оправданию существующих гражданских
форм, ни к прусскому христианству; тогда он не читал своих лекций о философии
религии, а писал гениальные вещи, вроде статьи «О палаче и о смертной казни», напечатанной в Розенкранцевой биографии.
Католическое обличье легенды мне представлялось второстепенным. «Великий Инквизитор» — мировое начало, принимающее самые разнообразные
формы, по видимости самые противоположные — католичества и авторитарной
религии вообще, коммунизма и тоталитарного государства.
Наиболее противоположными христианству я считаю
формы оккультизма, заменяющие
религию и придающие себе религиозное значение.