В религии
человек ощущает, что его видят и знают, прежде чем он сам себя узнал, но вместе с тем он сознает себя удаленным, отторгнутым от этого благого источника жизни, с которым стремится восстановить связь, установить религию.
Получая новые впечатления от жизни, будет ли то Ледовитый океан или остров Цейлон, эскимосы или зулусы, бразильские бабочки или вороны, Большая Медведица или Солнце, — во всем этом
человек ощущает себя в имманентном мире, едином во всем многообразии.
В совести своей, необманной и нелицеприятной, столь загадочно свободной от естественного человеческого себялюбия,
человек ощущает, что Некто совесть, соведает вместе с ним его дела, творит суд свой, всегда его видит.
Последнее же возможно лишь при том условии, если
человек ощутит себя в составе всечеловеческой плоти, приобщившись некоему природному таинству органической общественности и осознав себя, вопреки своему обособлению, как живую клетку живого организма.
Неточные совпадения
Но, чувствуя Бога,
человек тем самым
ощущает себя в «мире», другими словами, для него открывается основная религиозная антитеза, неизменно сопровождающая религиозную жизнь, — противоположность Бога и мира.
В своей статье В. И. Иванов писал: «То, что есть религия, воистину родилось из «Ты», которое
человек сказал в себе тому, кого
ощутил внутри себя сердцем…» (там же.
Как родовое существо, как
человек, предстаю я перед Божеством; человеческая сущность,
человек вообще,
ощущает себя во мне в этом акте.
И если индивидуальная истина есть вообще contradictio in adjecto даже в области познания, то уж тем более в области религии, где каждый отдельный индивид перед лицом Бога
ощущает себя как
человек или как человечество.
Религиозный опыт каждого отдельного
человека не дает
ощутить всю полноту религии, однако обычно бывает достаточно живого касания к религиозной реальности, которое дается верою, в одном только месте, и тогда принимается, как постулат, как надежда, как путь, и все остальное содержание религии, все ее обетования.
Египетская религия своим обоготворением животных, а еще более — сознательным соединением
человека и животного в образах богов с наибольшей остротой
ощутила эту всеживотность
человека или, что то же, человечность животного мира.
В Еве же ему открылась живая плоть всего мира, и он
ощутил себя его органической частью [В связи с браком стоит и питание, причащение плоти мира, также удостоверяющее плотскую чувственность
человека.
Если чувственность, телесность мира не есть болезнь или субъективное только состояние, но самостоятельная стихия бытия, то пол не может остаться лишь внутри
человека, но должен осуществиться и во плоти, раздвоиться в ней, чтобы,
ощутив это раздвоение, двум стать «в плоть едину».
Обретая себя в Церкви и сливаясь с нею,
человек, без различия своего индивидуального пола, находит себя в женственной стихии своей души и
ощущает себя «телом Христовым».
Человек в этом акте самопознания
ощутил и собственную свою неполноту и незавершенность: в нем явилось сознание одиночества, жажда подруги.
Христианство вполне удерживает серьезный и трагический характер, свойственный вообще религии, и даже больше, чем всякая другая религия, дает оно почувствовать горечь мира, вселяет в отношении к нему известную безочарованность, а вместе и заставляет
ощутить степень удаления
человека от Бога.
А находя себя в Другом,
ощущая источник жизни в любви к Нему,
человек приобщается к тайне св.
С тех пор как
человек восхотел жизненно
ощутить антиномии творения и вкусил от древа познания добра и зла, это зло стало для него, хотя и временно, как бы вторым космическим началом, некоторой мойрой, тяжело придавившей и искалечившей жизнь.
Хозяйственным трудом
человек реализует для себя этот мир, устрояет свое мировое тело, реально его
ощущает, осуществляя власть, изначально присущую ему.
Человек ощущал природу так, как теперь он ощущает лишь равных себе людей; он различал в ней добрые и злые влияния, пел, молился и говорил с нею, просил, требовал, укорял, любил и ненавидел ее, величался и унижался перед ней; словом, это было постоянное ощущение любовного единения с ней — без сомнения и без удивления, с простыми и естественными ответами на вопросы, которые природа задавала человеку.
Неточные совпадения
Анна Андреевна. А я никакой совершенно не
ощутила робости; я просто видела в нем образованного, светского, высшего тона
человека, а о чинах его мне и нужды нет.
Я могу быть и официальным лицом и при должности, но гражданина и
человека я всегда
ощутить в себе обязан и дать отчет…
— Зачем тут слово: должны? Тут нет ни позволения, ни запрещения. Пусть страдает, если жаль жертву… Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие
люди, мне кажется, должны
ощущать на свете великую грусть, — прибавил он вдруг задумчиво, даже не в тон разговора.
Не то чтоб он понимал, но он ясно
ощущал, всею силою ощущения, что не только с чувствительными экспансивностями, как давеча, но даже с чем бы то ни было ему уже нельзя более обращаться к этим
людям в квартальной конторе, и будь это всё его родные братья и сестры, а не квартальные поручики, то и тогда ему совершенно незачем было бы обращаться к ним и даже ни в каком случае жизни; он никогда еще до сей минуты не испытывал подобного странного и ужасного ощущения.
— Нет, учусь… — отвечал молодой
человек, отчасти удивленный и особенным витиеватым тоном речи, и тем, что так прямо, в упор, обратились к нему. Несмотря на недавнее мгновенное желание хотя какого бы ни было сообщества с
людьми, он при первом, действительно обращенном к нему, слове вдруг
ощутил свое обычное неприятное и раздражительное чувство отвращения ко всякому чужому лицу, касавшемуся или хотевшему только прикоснуться к его личности.