Неточные совпадения
«Косность! О, природа!
Люди на земле одни, — вот беда! «Есть ли в поле жив
человек?» — кричит русский богатырь. Кричу и я, не богатырь, и никто не откликается. Говорят, солнце живит вселенную. Взойдет солнце и — посмотрите на него, разве оно не мертвец? Все мертво и всюду мертвецы. Одни только
люди, а
кругом них молчание, — вот земля!» («Кроткая»).
«Ну, попробуйте, — пишет подпольный
человек, — ну, дайте нам, например, побольше самостоятельности, развяжите любому из нас руки, расширьте
круг деятельности, ослабьте опеку, и мы… Да уверяю же вас: мы тотчас же попросимся обратно в опеку!»
Нет жизни
кругом, нет жизни внутри. Все окрашено в жутко тусклый, мертвенный цвет. И страшно не только то, что это так. Еще страшнее, что
человек даже представить себе не в силах — как же может быть иначе? Чем способен
человек жить на земле? Какая мыслима жизнь? Какое возможно счастье?
Религия Достоевского во всяком случае — именно такой лазарет. Лазарет для усталых, богадельня для немощных. Бог этой религии — только костыль, за который хватается безнадежно увечный
человек. Хватается, пытается подняться и опереться, но костыль то и дело ломается. А
кругом — мрачная, унылая пустыня, и царит над нею холодное «безгласие косности».
А
кругом —
люди, не нуждающиеся в его рецепте. «
Люди здесь живут, как живет природа: умирают, родятся, совокупляются, опять родятся, дерутся, пьют, едят, радуются и опять умирают, и никаких условий, исключая тех неизменных, которые положила природа солнцу, траве, земле, дереву, других законов у них нет… И оттого
люди эти, в сравнении с ним самим, казались ему прекрасны, сильны, свободны, и, глядя на них, ему становилось стыдно и грустно за себя».
Кругом, как вода в огромном котле, кипит жизнь с ее весельем, готовностью к борьбе, ужасами. А среди этой жизни —
человек в белой шляпе, с вечным вопросом: «из-за чего хлопочут
люди, когда все так кратко и неизвестно?»
Жизнь глубоко обесценилась. Свет, теплота, радость отлетели от нее. Повсюду
кругом человека стояли одни только ужасы, скорби и страдания. И совершенно уже не было в душе способности собственными силами преодолеть страдание и принять жизнь, несмотря на ее ужасы и несправедливости. Теперь божество должно держать ответ перед
человеком за зло и неправду мира. Это зло и неправда теперь опровергают для
человека божественное существо жизни. Поэт Феогнид говорит...
Жизнь вокруг
человека — мрак, «безгласие косности», разъединение, страдание. «Вечная гармония» познается
человеком только в редкие мгновения экстаза. Прошел экстаз, ri живое ощущение гармонии погасло, и
кругом снова — мрак и страдание.
Здесь под каждым словом охотно подписался бы и Достоевский. Умер бог — умерла и жизнь, умерли и мы в ней;
кругом — «ничто», «холод», «беспредельная пустота», все связи с жизнью оборвались, и
человеку в полдень приходится зажигать свой жалкий фонарь, чтобы заменить погасшее мировое солнце.
И заметьте, что это отрешение от мира сего вовсе не ограничивалось университетским курсом и двумя-тремя годами юности. Лучшие
люди круга Станкевича умерли; другие остались, какими были, до нынешнего дня. Бойцом и нищим пал, изнуренный трудом и страданиями, Белинский. Проповедуя науку и гуманность, умер, идучи на свою кафедру, Грановский. Боткин не сделался в самом деле купцом… Никто из них не отличился по службе.
Среди отчаянной скуки, когда вместо
людей кругом бродят какие-то серые пятна, слышатся одни пошлости, когда только и знают, что едят, пьют, спят, иногда приезжает он, непохожий на других, красивый, интересный, увлекательный, точно среди потемок восходит месяц ясный…
Кисельников (со слезами). Оно, конечно, ведь это предрассудок, так ведь, Погуляев, предрассудок? А все-таки, когда
человек кругом в недостатках, это утешает, утешает, брат, право, утешает.
Неточные совпадения
Действительно, это был он. Среди рдеющего
кругом хвороста темная, полудикая фигура его казалась просветлевшею.
Людям виделся не тот нечистоплотный, блуждающий мутными глазами Архипушко, каким его обыкновенно видали, не Архипушко, преданный предсмертным корчам и, подобно всякому другому смертному, бессильно борющийся против неизбежной гибели, а словно какой-то энтузиаст, изнемогающий под бременем переполнившего его восторга.
Степан Аркадьич вращался в Москве в тех
кругах, где введено было это слово, считался там чее́тным
человеком и потому имел более, чем другие, прав на это место.
Он был совершенно новый
человек в
кругу дворян, но, очевидно, имел успех и не ошибался, думая, что приобрел уже влияние между дворянами.
В особенности ему не нравилось то, что Голенищев,
человек хорошего
круга, становился на одну доску с какими-то писаками, которые его раздражали, и сердился на них.
Более всего его при этом изумляло и расстраивало то, что большинство
людей его
круга и возраста, заменив, как и он, прежние верования такими же, как и он, новыми убеждениями, не видели в этом никакой беды и были совершенно довольны и спокойны.