Неточные совпадения
Там, где недавно,
еще на моей памяти,
были болота, теперь — асфальтированные улицы, прямые, широкие.
Но для нанимателя дело
еще не
было кончено, и он не мог взять возчика, который брал подходящую цену.
Дом генерала Хитрова приобрел Воспитательный дом для квартир своих чиновников и перепродал его уже во второй половине прошлого столетия инженеру Ромейко, а пустырь, все
еще населенный бродягами,
был куплен городом для рынка. Дом требовал дорогого ремонта. Его окружение не вызывало охотников снимать квартиры в таком опасном месте, и Ромейко пустил его под ночлежки: и выгодно, и без всяких расходов.
Ужасные иногда
были ночи на этой площади, где сливались пьяные песни, визг избиваемых «марух» да крики «караул». Но никто не рисковал пойти на помощь: раздетого и разутого голым пустят да
еще изобьют за то, чтобы не лез куда не следует.
На другой день, придя в «Развлечение» просить аванс по случаю ограбления, рассказывал финал своего путешествия: огромный будочник, босой и в одном белье, которому он назвался дворянином, выскочил из будки, повернул его к себе спиной и гаркнул: «Всякая сволочь по ночам
будет беспокоить!» — и так наподдал ногой — спасибо, что
еще босой
был, — что Епифанов отлетел далеко в лужу…
Рядом с «писучей» ночлежкой
была квартира «подшибал». В старое время типографщики наживали на подшибалах большие деньги. Да
еще говорили, что благодеяние делают: «Куда ему, голому да босому, деваться! Что ни дай — все пропьет!»
И
еще, кроме мух и тараканов,
было только одно живое существо в его квартире — это состарившаяся с ним вместе большущая черепаха, которую он кормил из своих рук, сажал на колени, и она ласкалась к нему своей голой головой с умными глазами.
Еще он покупал карикатуры на полицию всех стран, и одна из его комнат
была увешана такими карикатурами.
На углу Новой площади и Варварских ворот
была лавочка рогожского старообрядца С. Т. Большакова, который торговал старопечатными книгами и дониконовскими иконами. Его часто посещали ученые и писатели. Бывали профессора университета и академики. Рядом с ним
еще были две такие же старокнижные лавки, а дальше уж, до закрытия толкучки, в любую можно сунуться с темным товаром.
И там и тут торговали специально грубой привозной обувью — сапогами и башмаками, главным образом кимрского производства. В семидесятых годах
еще практиковались бумажные подметки, несмотря на то, что кожа сравнительно
была недорога, но уж таковы
были девизы и у купца и у мастера: «на грош пятаков» и «не обманешь — не продашь».
Такова
была до своего сноса в 1934 году Китайгородская стена,
еще так недавно находившаяся в самом неприглядном виде. Во многих местах стена
была совершенно разрушена, в других чуть не на два метра вросла в землю, башни изуродованы поселившимися в них людьми, которые на стенах развели полное хозяйство: дачи не надо!
Еще в екатерининские времена она
была заключена в подземную трубу: набили свай в русло речки, перекрыли каменным сводом, положили деревянный пол, устроили стоки уличных вод через спускные колодцы и сделали подземную клоаку под улицами.
Ночь
была непроглядная. Нигде ни одного фонаря, так как по думскому календарю в те ночи, когда должна светить луна, уличного освещения не полагалось, а эта ночь по календарю считалась лунной. А тут
еще вдобавок туман. Он клубился над кустами, висел на деревьях, казавшихся от этого серыми призраками.
Хозяйки этих квартир, бывшие проститутки большей частью, являлись фиктивными содержательницами, а фактическими
были их любовники из беглых преступников, разыскиваемых полицией, или разные не попавшиеся
еще аферисты и воры.
Я
еще тройной свисток — и мне сразу откликнулись с двух разных сторон. Послышались торопливые шаги: бежал дворник из соседнего дома, а со стороны бульвара — городовой, должно
быть, из будки… Я спрятался в кусты, чтобы удостовериться, увидят ли человека у решетки. Дворник бежал вдоль тротуара и прямо наткнулся на него и засвистал. Подбежал городовой… Оба наклонились к лежавшему. Я хотел выйти к ним, но опять почувствовал боль в ноге: опять провалился ножик в дырку!
Тогда
еще Большая Дмитровка
была сплошь дворянской: Долгорукие, Долгоруковы, Голицыны, Урусовы, Горчаковы, Салтыковы, Шаховские, Щербатовы, Мятлевы… Только позднее дворцы стали переходить в руки купечества, и на грани настоящего и прошлого веков исчезли с фронтонов дворянские гербы, появились на стенах вывески новых домовладельцев: Солодовниковы, Голофтеевы, Цыплаковы, Шелапутины, Хлудовы, Обидины, Ляпины…
В старину Дмитровка носила
еще название Клубной улицы — на ней помещались три клуба: Английский клуб в доме Муравьева, там же Дворянский, потом переехавший в дом Благородного собрания; затем в дом Муравьева переехал Приказчичий клуб, а в дом Мятлева — Купеческий. Барские палаты
были заняты купечеством, и барский тон сменился купеческим, как и изысканный французский стол перешел на старинные русские кушанья.
Он заказывал такие кушанья, что гурманы рты разевали и обжирались до утра. Это
был адвокат,
еще молодой, но плотный мужчина, не уступавший по весу сидевшим за столом. Недаром это
был собиратель печатной и рукописной библиотеки по кулинарии. Про него ходили стихи...
Бывал на «вторничных» обедах
еще один чудак, Иван Савельев. Держал он себя гордо, несмотря на долгополый сюртук и сапоги бутылками. У него
была булочная на Покровке, где все делалось по «военно-государственному», как он сам говорил. Себя он называл фельдмаршалом, сына своего, который заведовал другой булочной, именовал комендантом, калачников и булочников — гвардией, а хлебопеков — гарнизоном.
Даже постоянно серьезных братьев Ляпиных он умел рассмешить. Братья Ляпины не пропускали ни одного обеда. «Неразлучники» — звали их.
Было у них
еще одно прозвание — «чет и нечет», но оно забылось, его помнили только те, кто знал их молодыми.
Швейцар знал, кого пустить, тем более что подходившего к двери
еще раньше
было видно в зеркале.
Эти две различные по духу и по виду партии далеко держались друг от друга. У бедноты не
было знакомств, им некуда
было пойти, да и не в чем. Ютились по углам, по комнаткам, а собирались погулять в самых дешевых трактирах. Излюбленный трактир
был у них неподалеку от училища, в одноэтажном домике на углу Уланского переулка и Сретенского бульвара, или
еще трактир «Колокола» на Сретенке, где собирались живописцы, работавшие по церквам. Все жили по-товарищески: у кого заведется рублишко, тот и угощает.
Была у Жукова
еще аллегорическая картина «После потопа», за которую совет профессоров присудил ему первую премию в пятьдесят рублей, но деньги выданы не
были, так как Жуков
был вольнослушателем, а премии выдавались только штатным ученикам. Он тогда
был в классе профессора Савицкого, и последний о нем отзывался так...
С каждой рюмкой компания оживлялась, чокались,
пили, наливали друг другу, шумели, и один из ляпинцев, совершенно пьяный, начал даже очень громко «родителей поминать». Более трезвые товарищи его уговорили уйти, швейцар помог одеться, и «Атамоныч» побрел в свою «Ляпинку», благо это
было близко.
Еще человек шесть «тактично» выпроводили таким же путем товарищи, а когда все
было съедено и выпито, гости понемногу стали уходить.
Развлекались
еще ляпинцы во время студенческих волнений,
будучи почти всегда во главе движения. Раз
было так, что больше половины «Ляпинки» ночевало в пересыльной тюрьме.
Дом
был большой, двухэтажный, населен беднотой — прачки, мастеровые, которые никогда ему не платили за квартиру, и он не только не требовал платы, но
еще сам ремонтировал квартиры, а его ученики красили и белили.
Еще в семи — и восьмидесятых годах он
был таким же, как и прежде, а то, пожалуй, и хуже, потому что за двадцать лет грязь
еще больше пропитала пол и стены, а газовые рожки за это время насквозь прокоптили потолки, значительно осевшие и потрескавшиеся, особенно в подземном ходе из общего огромного зала от входа с Цветного бульвара до выхода на Грачевку.
Все пьяным-пьяно, все гудит,
поет, ругается… Только в левом углу за буфетом тише — там идет игра в ремешок, в наперсток… И никогда
еще никто в эти игры не выигрывал у шулеров, а все-таки по пьяному делу играют… Уж очень просто.
И здесь в эти примитивные игры проигрывают все, что
есть: и деньги, и награбленные вещи, и пальто,
еще тепленькое, только что снятое с кого-нибудь на Цветном бульваре. Около играющих ходят барышники-портяночники, которые скупают тут же всякую мелочь, все же ценное и крупное поступает к самому «Сатане» — так зовут нашего хозяина, хотя его никогда никто в лицо не видел. Всем делом орудуют буфетчик и два здоровенных вышибалы — они же и скупщики краденого.
Тогда полиция не заглядывала сюда, да и после, когда уже существовала сыскная полиция, обходов никаких не
было, да они ни к чему бы и не повели — под домом
были подземные ходы, оставшиеся от водопровода, устроенного
еще в екатерининские времена.
Кроме трактира «Ад», они собирались
еще на Большой Бронной, в развалившемся доме Чебышева, где Ишутин оборудовал небольшую переплетную мастерскую, тоже под названием «Ад», где тоже квартировали некоторые «адовцы», называвшие себя «смертниками», то
есть обреченными на смерть. В числе их
был и Каракозов, неудачно стрелявший в царя.
Еще в прошлом столетии упоминалось о связи «Ада» с каракозовским процессом, но писать об этом, конечно,
было нельзя.
Там, где в болоте по ночам раздавалось кваканье лягушек и неслись вопли ограбленных завсегдатаями трактира, засверкали огнями окна дворца обжорства, перед которым стояли день и ночь дорогие дворянские запряжки, иногда
еще с выездными лакеями в ливреях. Все на французский манер в угоду требовательным клиентам сделал Оливье — только одно русское оставил: в ресторане не
было фрачных лакеев, а служили московские половые, сверкавшие рубашками голландского полотна и шелковыми поясами.
Так
было до начала девяностых годов. Тогда
еще столбовое барство чуралось выскочек из чиновного и купеческого мира. Те пировали в отдельных кабинетах.
Наполз нэп. Опять засверкал «Эрмитаж» ночными огнями. Затолпились вокруг оборванные извозчики вперемежку с оборванными лихачами, но все
еще на дутых шинах. Начали подъезжать и отъезжать пьяные автомобили. Бывший распорядитель «Эрмитажа» ухитрился мишурно повторить прошлое модного ресторана. Опять появились на карточках названия: котлеты Помпадур, Мари Луиз, Валларуа, салат Оливье… Но неугрызимые котлеты — на касторовом масле, и салат Оливье
был из огрызков… Впрочем, вполне к лицу посетителям-нэпманам.
Охотный ряд получил свое название
еще в те времена, когда здесь разрешено
было торговать дичью, приносимой подмосковными охотниками.
Разломали все хлевушки и сарайчики, очистили от грязи дом, построенный Голицыным, где прежде резали кур и
был склад всякой завали, и выявились на стенах, после отбитой штукатурки, пояски, карнизы и прочие украшения, художественно высеченные из кирпича, а когда выбросили из подвала зловонные бочки с сельдями и уничтожили заведение, где эти сельди коптились, то под полом оказались
еще беломраморные покои. Никто из москвичей и не подозревал, что эта «коптильня» в беломраморных палатах.
И вместе с башней Троекуров начал строить свой дом, рядом с домом Голицына, чтобы «утереть ему нос», а материал, кстати,
был под рукой — от Сухаревой башни. Проведал об этом Петр, назвал Троекурова казнокрадом, а все-таки в 1691 году рядом с домом Голицына появились палаты, тоже в два этажа. Потом Троекуров прибавил
еще третий этаж со сводами в две с половиной сажени, чего не
было ни до него, ни после.
Номера все
были месячные, занятые постоянными жильцами. Среди них, пока не вымерли, жили тамбовские помещики (Мосолов сам
был из их числа),
еще в семидесятых годах приехавшие в Москву доживать свой век на остатки выкупных, полученных за «освобожденных» крестьян.
Суду
было мало того доказательства, что изменившего супружеской верности застали в кровати; требовались
еще такие подробности, которые никогда ни одно третье лицо не может видеть, но свидетели «видели» и с пафосом рассказывали, а судьи смаковали и «судили».
— Нет, вы видели подвальную, ее мы уже сломали, а под ней
еще была, самая страшная: в одном ее отделении картошка и дрова лежали, а другая половина
была наглухо замурована… Мы и сами не знали, что там помещение
есть. Пролом сделали, и наткнулись мы на дубовую, железом кованную дверь. Насилу сломали, а за дверью — скелет человеческий… Как сорвали дверь — как загремит, как цепи звякнули… Кости похоронили. Полиция приходила, а пристав и цепи унес куда-то.
При дальнейшем осмотре в стенах оказались
еще какие-то ниши, тоже, должно
быть, каменные мешки.
Московскую пожарную команду создал
еще граф Ф. В. Ростопчин. Прежде это
было случайное собрание пожарных инструментов, разбросанных по городу, и отдельных дежурных обывателей, которые должны
были по церковному набату сбегаться на пожар, кто с багром, кто с ведром, куда являлся и брандмайор.
Вдруг облачко дыма… сверкнул огонек… И зверски рвет часовой пожарную веревку, и звонит сигнальный колокол на столбе посреди двора… Тогда
еще электрических звонков не
было.
В те давние времена пожарные, николаевские солдаты,
еще служили по двадцать пять лет обязательной службы и
были почти все холостые, имели «твердых» возлюбленных — кухарок.
Было и
еще одно занятие у пожарных. Впрочем, не у всех, а только у Сущевской части: они жгли запрещенные цензурой книги.
Кроме того, — железных дорог тогда
еще не
было, — по зимам шли обозы с его сухарями, калачами и сайками, на соломе испеченными, даже в Сибирь. Их как-то особым способом, горячими, прямо из печи, замораживали, везли за тысячу верст, а уже перед самой едой оттаивали — тоже особым способом, в сырых полотенцах, — и ароматные, горячие калачи где-нибудь в Барнауле или Иркутске подавались на стол с пылу, с жару.
Это
было первое революционное выступление рабочих и первая ружейная перестрелка в центре столицы, да
еще рядом с генерал-губернаторским домом!
Славился
еще в Газетном переулке парикмахер Базиль. Так и думали все, что он
был француз, на самом же деле это
был почтенный москвич Василий Иванович Яковлев.
Были великие искусники создавать дамские прически, но не менее великие искусники
были и мужские парикмахеры. Особенным умением подстригать усы славился Липунцов на Большой Никитской, после него Лягин и тогда
еще совсем молодой, его мастер, Николай Андреевич.