— И я, браток, ночей не спал, было время, и всех по рожам бить хотел! Я ещё до солдатчины
был духом смущён, а там оглушили меня — ударил ротный по уху — не слышу на правое-то. Мне фершал один помог, дай ему…
Неточные совпадения
— И я так же думаю. Мы с тобою живём, где нет отцов и детей по плоти, но только по
духу. А с другой стороны, все мы на земле подкидыши и, значит, братья по несчастью, именуемому — жизнь! Человек
есть случайность на земле, знаешь ли ты это?
— Природа, дескать, берёт нас в злой и тяжкий плен через женщину, сладчайшую приманку свою, и не
будь плотского влечения, кое поглощает собою лучшие силы
духа человеческого, — может, человек и бессмертия достиг бы!
— Кто
есть бог, творяй чудеса? Отец ли наш или же — сын
духа нашего?
— Богостроитель — это
суть народушко! Неисчислимый мировой народ! Великомученик велий, чем все, церковью прославленные, — сей бо еси бог, творяй чудеса! Народушко бессмертный, его же
духу верую, его силу исповедую; он
есть начало жизни единое и несомненное; он отец всех богов бывших и будущих!
— Началась, — говорит, — эта дрянная и недостойная разума человеческого жизнь с того дня, как первая человеческая личность оторвалась от чудотворной силы народа, от массы, матери своей, и сжалась со страха перед одиночеством и бессилием своим в ничтожный и злой комок мелких желаний, комок, который наречён
был — «я». Вот это самое «я» и
есть злейший враг человека! На дело самозащиты своей и утверждения своего среди земли оно бесполезно убило все силы
духа, все великие способности к созданию духовных благ.
— Разве они созданы только для работы и пьянства? Каждый из них — вместилище
духа живого, и могли бы они ускорить рост мысли, освобождающей нас из плена недоумений наших. А войдут они в то же тёмное и тесное русло, в котором мутно протекают дни жизни их отцов. Прикажут им работать и запретят думать. Многие из них — а может
быть, и все — подчинятся мёртвой силе и послужат ей. Вот источник горя земли: нет свободы росту
духа человеческого!
— Жизнь наполнена страхом, — говорит Михайла, — силы
духа человеческого
поедает взаимная ненависть. Безобразна жизнь! Но — дайте детям время расти свободно, не превращайте их в рабочий скот, и — свободные, бодрые — они осветят всю жизнь внутри и вне вас прекрасным огнём юной дерзости
духа своего, великой красотой непрерывного деяния!
Одиночество —
суть отломленность твоя от родного целого, знак бессилия
духа и слепота его; в целом ты найдёшь бессмертие, в одиночестве же — неизбежное рабство и тьма, безутешная тоска и смерть.
Вспоминаю
былое единение с богом в молитвах моих: хорошо
было, когда я исчезал из памяти своей, переставал
быть! Но в слиянии с людьми не уходил и от себя, но как бы вырастал, возвышался над собою, и увеличивалась сила
духа моего во много раз. И тут
было самозабвение, но оно не уничтожало меня, а лишь гасило горькие мысли мои и тревогу за моё одиночество.
Но я радостно понял, что недоступность цели
есть источник бесконечного роста
духа моего и великих красот мирских, а в бесконечности этой — бесчисленность восторгов для живой души человеческой.
«И лжемыслие, яко бы возлюбив человека господь бог возлюбил также и рождение и плоть его, господь наш
есть дух и не вмещает любви к плоти, а отметает плоть. Какие можем привести доказательства сего? Первое: плоть наша грязна и пакостна, подвержена болезням, смерти и тлению…»
«И почему бы сие могло случиться, — говорили некоторые из иноков, сначала как бы и сожалея, — тело имел невеликое, сухое, к костям приросшее, откуда бы тут духу быть?» — «Значит, нарочно хотел Бог указать», — поспешно прибавляли другие, и мнение их принималось бесспорно и тотчас же, ибо опять-таки указывали, что если б и
быть духу естественно, как от всякого усопшего грешного, то все же изошел бы позднее, не с такою столь явною поспешностью, по крайности чрез сутки бы, а «этот естество предупредил», стало быть, тут никто как Бог и нарочитый перст его.
— Ну, что ж! — возопил вдруг Обалдуй,
выпив духом стакан вина и сопровождая свое восклицание теми странными размахиваниями рук, без которых он, по-видимому, не произносил ни одного слова. — Чего еще ждать? Начинать так начинать. А? Яша?..
Неточные совпадения
Но как ни горька
была эта чаша, Беневоленский испил ее с бодрым
духом.
Но так как он все-таки
был сыном XVIII века, то в болтовне его нередко прорывался
дух исследования, который мог бы дать очень горькие плоды, если б он не
был в значительной степени смягчен
духом легкомыслия.
Был, после начала возмущения, день седьмый. Глуповцы торжествовали. Но несмотря на то что внутренние враги
были побеждены и польская интрига посрамлена, атаманам-молодцам
было как-то не по себе, так как о новом градоначальнике все еще не
было ни слуху ни
духу. Они слонялись по городу, словно отравленные мухи, и не смели ни за какое дело приняться, потому что не знали, как-то понравятся ихние недавние затеи новому начальнику.
Все в ней
было полно какого-то скромного и в то же время не безрасчетного изящества, начиная от
духов violettes de Parmes, [Пармские фиалки (франц.).] которым опрыскан
был ее платок, и кончая щегольскою перчаткой, обтягивавшей ее маленькую, аристократическую ручку.
Вынуждены
были позвать соседнего капитан-исправника, который и засвидетельствовал исшествие многомятежного
духа его".