Неточные совпадения
Первое воззрение заключает в себе более отвлеченности и формальности; оно опирается на то,
что должно было бы развиться и существовать; оно берет систему, но
не хочет
знать ее применений, разбирает анатомический скелет государственного устройства,
не думая о физиологических отправлениях живого народного организма.
Во время бунта Разина был слух в народе,
что к Степану Тимофеевичу бежал, дескать, царевич Алексей, по желанию самого царя, затем, чтобы с помощью Разина перебить всех бояр, которые окружают его и от которых он
не знает как отделаться.
Но, вероятно, много было каких-нибудь затруднений в этом случае, потому
что Кошихин говорит,
что, кроме как по царскому указу да по торговым делам, никто
не ездит за границу: «
не поволено!» А
не поволено потому,
что опасались, по свидетельству Кошихина,
что, «
узнав тамошних государств веру и обычаи, начали б свою веру отменять и приставать к иным».
Петр, разумеется,
не знал, как употреблять их, и «объявил дохтуру Захару фон дер Гульсту,
что не знает ли он? который сказал,
что он
не знает, но сыщет такого, кто
знает», и в скором времени отыскал Франца Тиммермана.
Таким образом, до открытия впредь новых достоверных сведений о юности Петра, мы должны считать еще
не разрешенным вопрос о том, задумывал ли Петр сам собою свои великие планы ранее,
чем узнал Лефорта, даже ранее,
чем стал учиться арифметике у Тиммермана (так думает г. Устрялов); или эти планы появились уже впоследствии времени, при влиянии Лефорта и других иноземцев (как полагал Карамзин)?
Хотя он и чувствовал, может быть, с самого начала, свое умственное превосходство над ними, но вместе с этим он
не мог
не видеть и того,
что они много могут принести ему пользы, могут научить его многому,
чего он никогда
не узнал бы от окружавших его русских бояр.
Петр, как мы
знаем, держал себя совершенно просто со всеми и
не только запросто показывался народу, но готов был рассуждать о
чем угодно со всяким матросом, плотником, кузнецом.
Стрельцы притихли, очевидно
не зная,
что делать.
Так точно
не поверите вы садовнику, который, посадивши дерево, станет утверждать,
что он
знает, сколько на будущий год будет листьев на этом дереве.
Мы
знаем,
что Петр
не любил медлить ни в
чем; как скоро он ставил себе какую-нибудь цель для действий, он шел к этой цели быстро и неуклонно.
Оттого-то он и
не приготовил ничего для успешной войны,
что не знал и
не думал,
что выйдет из его потех.
Не зная,
что делать, спросили самих солдат и стрельцов, как им кажется лучше овладеть Азовом.
Вот какое объяснение дает своему путешествию сам Петр: ему как будто совестно стало,
что подданные изучат то,
чего он сам
не знает, и он сам отправился учиться.
Окольничий Протасьев отвечал на это, между прочим, следующим известием, выражающим довольно ясно его наивное изумление при получении неожиданного приказа Петра: «А я заложил было в недавнем времени казенный корабль тем же голландским размером, и ныне, слыша о такой их глупости,
что они, голландцы, в размере силы
не знают, велел им то судно покинуть до приезда от вашей милости мастеров» (Устрялов, том III, стр. 91).
Артиллерийского и инженерного дела
не знал никто до такой степени,
что и Тиммерман, проводивший мины во вред нашим же войскам, считался знатоком.
На вопрос о причине замедления инженеры отвечали,
что в Вене никак
не ожидали такого раннего похода русских войск и
что русский посланник при цесарском дворе, Кузьма Нефимонов, ничего им
не говорил и сам ничего
не знал о ходе военных действий.
И
не стыд ли? о
чем ни спросят, ничего
не знает!..
— Это-то я и без вас понимаю, что нездоров, хотя, право,
не знаю чем; по-моему, я, наверно, здоровее вас впятеро. Я вас не про то спросил, — верите вы или нет, что привидения являются? Я вас спросил: верите ли вы, что есть привидения?
— Так вот, милейший Реймер, когда вам будет скучно, приходите сюда и улыбнитесь. Там, за окном, сидит дурак. Дурак, купленный дешево, в рассрочку, надолго. Он сопьется от скуки или сойдет с ума… но будет ждать, сам
не зная чего. Да вот и он!
— Виноват, Вера, я тоже сам не свой! — говорил он, глубоко тронутый ее горем, пожимая ей руку, — я вижу, что ты мучаешься —
не знаю чем… Но — я ничего не спрошу, я должен бы щадить твое горе — и не умею, потому что сам мучаюсь. Я приду ужо, располагай мною…
Неточные совпадения
Добчинский. При мне-с
не имеется, потому
что деньги мои, если изволите
знать, положены в приказ общественного призрения.
Городничий (в сторону).О, тонкая штука! Эк куда метнул! какого туману напустил! разбери кто хочет!
Не знаешь, с которой стороны и приняться. Ну, да уж попробовать
не куды пошло!
Что будет, то будет, попробовать на авось. (Вслух.)Если вы точно имеете нужду в деньгах или в
чем другом, то я готов служить сию минуту. Моя обязанность помогать проезжающим.
Хлестаков. Право,
не знаю. Ведь мой отец упрям и глуп, старый хрен, как бревно. Я ему прямо скажу: как хотите, я
не могу жить без Петербурга. За
что ж, в самом деле, я должен погубить жизнь с мужиками? Теперь
не те потребности; душа моя жаждет просвещения.
Анна Андреевна. После? Вот новости — после! Я
не хочу после… Мне только одно слово:
что он, полковник? А? (С пренебрежением.)Уехал! Я тебе вспомню это! А все эта: «Маменька, маменька, погодите, зашпилю сзади косынку; я сейчас». Вот тебе и сейчас! Вот тебе ничего и
не узнали! А все проклятое кокетство; услышала,
что почтмейстер здесь, и давай пред зеркалом жеманиться: и с той стороны, и с этой стороны подойдет. Воображает,
что он за ней волочится, а он просто тебе делает гримасу, когда ты отвернешься.
Как бы, я воображаю, все переполошились: «Кто такой,
что такое?» А лакей входит (вытягиваясь и представляя лакея):«Иван Александрович Хлестаков из Петербурга, прикажете принять?» Они, пентюхи, и
не знают,
что такое значит «прикажете принять».