Предполагалось, что учение Христа передается людям не как всякая другая истина, а особенным, сверхъестественным способом, так что истинность понимания учения доказывается не соответственностью передаваемого с
требованиями разума и всей природы человека, а чудесностью передачи, служащей непререкаемым доказательством истинности понимания. Возникло это предположение из непонимания, и последствием его была невозможность понимания.
Чем менее чувствуют они действительной силы, чем сильнее поражает их влияние свободного, здравого смысла, доказывающее им, что они лишены всякой разумной опоры, тем наглее и безумнее отражают они всякие
требования разума, ставя себя и свой произвол на их место.
Как же могут люди, воспитанные в таком учении, не утверждать того, что требований разумного сознания они не чувствуют, а чувствуют одни потребности личности? Да как же им и чувствовать
требования разума, когда весь разум их без остатка ушел на усиление их похотей, и как им отречься от требований своих похотей, когда эти похоти поглотили всю их жизнь?
Человек видит, что то самое, что он допустил только по
требованиям разума, то самое и совершается действительно в мире и подтверждается прошедшею жизнью человечества.
Неточные совпадения
Одни люди в большинстве случаев пользуются своими мыслями, как умственной игрой, обращаются с своим
разумом, как с маховым колесом, с которого снят передаточный ремень, а в поступках своих подчиняются чужим мыслям — обычаю, преданию, закону; другие же, считая свои мысли главными двигателями всей своей деятельности, почти всегда прислушиваются к
требованиям своего
разума и подчиняются ему, только изредка, и то после критической оценки, следуя тому, что решено другими.
И действительно, в этом нет ничего неестественного, и способность людей маломыслящих подчиняться указаниям людей, стоящих на высшей степени сознания, есть всегдашнее свойство людей, то свойство, вследствие которого люди, подчиняясь одним и тем же разумным началам, могут жить обществами: одни — меньшинство — сознательно подчиняясь одним и тем же разумным началам, вследствие согласия их с
требованиями своего
разума; другие — большинство — подчиняясь тем же началам бессознательно только потому, что эти
требования стали общественным мнением.
Дурно раздражать людей, отступая от принятых ими обычаев, но еще хуже отступать от
требований совести и
разума, потворствуя людским обычаям.
Разум показывает человеку, что удовлетворение
требований его тела не может быть его благом, а потому
разум неудержимо влечет человека к тому благу, которое свойственно ему, но не умещается в его телесной жизни.
Разум один во всех людях. Общение людей, воздействие их друг на друга основано на
разуме. Для каждого человека обязательно
требование единого во всех
разума.