Человек видит, что то самое, что он допустил только по
требованиям разума, то самое и совершается действительно в мире и подтверждается прошедшею жизнью человечества.
Как же могут люди, воспитанные в таком учении, не утверждать того, что требований разумного сознания они не чувствуют, а чувствуют одни потребности личности? Да как же им и чувствовать
требования разума, когда весь разум их без остатка ушел на усиление их похотей, и как им отречься от требований своих похотей, когда эти похоти поглотили всю их жизнь?
Неточные совпадения
И
разум, и рассуждение, и история, и внутреннее чувство — всё, казалось бы, убеждает человека в справедливости такого понимания жизни; но человеку, воспитанному в учении мира, всё-таки кажется, что удовлетворение
требований его разумного сознания и его чувства не может быть законом его жизни.
«Не бороться с другими за свое личное благо, не искать наслаждений, не предотвращать страдания и не бояться смерти! Да это невозможно, да это отречение от всей жизни! И как же я отрекусь от личности, когда я чувствую
требования моей личности и
разумом познаю законность этих
требований?» — говорят с полною уверенностью образованные люди нашего мира.
Да, утверждение о том, что человек не чувствует
требований своего разумного сознания, а чувствует одни потребности личности, есть ничто иное, как утверждение того, что наши животные похоти, на усиление которых мы употребили весь наш
разум, владеют нами и скрыли от нас нашу истинную человеческую жизнь. Сорная трава разросшихся пороков задавила ростки истинной жизни.
Личность, как животная личность, и не может заявлять и не заявляет никаких
требований.
Требования эти заявляет ложно направленный
разум —
разум, направленный не на руководство жизнью, не на освещение ее, а на раздутие похотей личности.
Требования личности доведены до крайних пределов неразумия. Проснувшийся
разум отрицает их. Но
требования личности так разрослись, так загромоздили сознание человека, что ему кажется, что
разум отрицает всю жизнь. Ему кажется то, что если откинуть из своего сознания жизни всё то, что отрицает его
разум, то ничего не останется. Он не видит уже того, что остается. Остаток, — тот остаток, в котором есть жизнь, ему кажется ничем.
Предполагалось, что учение Христа передается людям не как всякая другая истина, а особенным, сверхъестественным способом, так что истинность понимания учения доказывается не соответственностью передаваемого с
требованиями разума и всей природы человека, а чудесностью передачи, служащей непререкаемым доказательством истинности понимания. Возникло это предположение из непонимания, и последствием его была невозможность понимания.
Чем менее чувствуют они действительной силы, чем сильнее поражает их влияние свободного, здравого смысла, доказывающее им, что они лишены всякой разумной опоры, тем наглее и безумнее отражают они всякие
требования разума, ставя себя и свой произвол на их место.
3) Третье основание есть бòльшая или мèньшая доступность для нас той бесконечной связи причин, которая составляет неизбежное
требование разума, и в которой каждое понимаемое явление, и потому каждое действие человека, должно иметь свое определенное место, как следствие для предыдущих и как причина для последующих.
Неточные совпадения
Одни люди в большинстве случаев пользуются своими мыслями, как умственной игрой, обращаются с своим
разумом, как с маховым колесом, с которого снят передаточный ремень, а в поступках своих подчиняются чужим мыслям — обычаю, преданию, закону; другие же, считая свои мысли главными двигателями всей своей деятельности, почти всегда прислушиваются к
требованиям своего
разума и подчиняются ему, только изредка, и то после критической оценки, следуя тому, что решено другими.
Не ждите, чтоб он сам на себя наложил какие-нибудь ограничения вследствие сознания новых
требований образованности; не думайте даже, чтоб он мог проникнуться серьезным уважением к законам
разума и к выводам науки: это вовсе не сообразно с натурою самодурства.
И действительно, в этом нет ничего неестественного, и способность людей маломыслящих подчиняться указаниям людей, стоящих на высшей степени сознания, есть всегдашнее свойство людей, то свойство, вследствие которого люди, подчиняясь одним и тем же разумным началам, могут жить обществами: одни — меньшинство — сознательно подчиняясь одним и тем же разумным началам, вследствие согласия их с
требованиями своего
разума; другие — большинство — подчиняясь тем же началам бессознательно только потому, что эти
требования стали общественным мнением.
Дурно раздражать людей, отступая от принятых ими обычаев, но еще хуже отступать от
требований совести и
разума, потворствуя людским обычаям.
Разум показывает человеку, что удовлетворение
требований его тела не может быть его благом, а потому
разум неудержимо влечет человека к тому благу, которое свойственно ему, но не умещается в его телесной жизни.