Неточные совпадения
О, скажите, кто это первый объявил, кто первый провозгласил, что человек потому только делает пакости, что не знает настоящих
своих интересов; а что если б его просветить, открыть ему глаза на его настоящие, нормальные интересы, то человек тотчас же перестал бы делать пакости, тотчас же стал бы добрым и благородным, потому что, будучи просвещенным и
понимая настоящие
свои выгоды, именно увидел бы в добре собственную
свою выгоду, а известно, что ни один человек не может действовать зазнамо против собственных
своих выгод, следственно, так сказать, по необходимости стал бы делать добро?
Что же делать с миллионами фактов, свидетельствующих о том, как люди зазнамо, то есть вполне
понимая свои настоящие
выгоды, отставляли их на второй план и бросались на другую дорогу, на риск, на авось, никем и ничем не принуждаемые к тому, а как будто именно только не желая указанной дороги, и упрямо, своевольно пробивали другую, трудную, нелепую, отыскивая ее чуть не в потемках.
То же, что людей будто бы истязают и убивают для того, чтобы заставить их работать на богатых, есть софизм; войска посылаются против народа только тогда, когда народ, не
понимая своей выгоды, бунтует и нарушает спокойствие, нужное для всеобщего блага.
Первее всего обнаружилось, что рабочий и разный ремесленный, а также мелкослужащий народ довольно подробно
понимает свои выгоды, а про купечество этого никак нельзя сказать, даже и при добром желании, и очень может быть, что в государственную думу, которой дана будет вся власть, перепрыгнет через купца этот самый мелкий человек, рассуждающий обо всём весьма сокрушительно и руководимый в своём уме инородными людями, как-то — евреями и прочими, кто поумнее нас.
Неточные совпадения
— Разве умеет
свои выгоды соблюсти? Корова, сущая корова: ее хоть ударь, хоть обними — все ухмыляется, как лошадь на овес. Другая бы… ой-ой! Да я глаз не спущу —
понимаешь, чем это пахнет!
Обломовы смекали это и
понимали выгоду образования, но только эту очевидную
выгоду. О внутренней потребности ученья они имели еще смутное и отдаленное понятие, и оттого им хотелось уловить для
своего Илюши пока некоторые блестящие преимущества.
Нехлюдов говорил довольно ясно, и мужики были люди понятливые; но его не
понимали и не могли
понять по той самой причине, по которой приказчик долго не
понимал. Они были несомненно убеждены в том, что всякому человеку свойственно соблюдать
свою выгоду. Про помещиков же они давно уже по опыту нескольких поколений знали, что помещик всегда соблюдает
свою выгоду в ущерб крестьянам. И потому, если помещик призывает их и предлагает что-то новое, то, очевидно, для того, чтобы как-нибудь еще хитрее обмануть их.
Приказчик улыбался, делая вид, что он это самое давно думал и очень рад слышать, но в сущности ничего не
понимал, очевидно не оттого, что Нехлюдов неясно выражался, но оттого, что по этому проекту выходило то, что Нехлюдов отказывался от
своей выгоды для
выгоды других, а между тем истина о том, что всякий человек заботится только о
своей выгоде в ущерб
выгоде других людей, так укоренилась в сознании приказчика, что он предполагал, что чего-нибудь не
понимает, когда Нехлюдов говорил о том, что весь доход с земли должен поступать в общественный капитал крестьян.
Понимаешь, что я относительно моей собственной
выгоды, которая тут сидит, уже давно обеспечен; я, так или иначе, а в
свою пользу дело решу.