Цитаты со словом «архиепископ»
— «Владимирский
архиепископ подведомственно себе иметь должен все единоверные епархии, ныне существующие и впредь учредиться могущие во всей Российской державе, даже до Персии и Сибири простирающиеся, и на север до Ледовитого моря достигающие. И имеет право во оные епархии поставлять епископов по своему усмотрению с содействием своего наместника».
— «Все епископы, подведомственные Владимирской архиепископии, отныне и впредь, по поставлении своем должны по чину, в Чиновнике [Так называется книга, в которой изложены правила архиерейских священнодействий.] изображенному, исповедание веры и присяжные листы за своим подписом давать прямо
архиепископу Владимирскому.
Святительские же дела, сиречь поставлять попов и диаконов и прочих клириков и запрещать или извергать, без благословения
архиепископа да не дерзают.
Покаместь они были там, Василий Борисыч успел побывать в Улангере и уговорить некоторых из тамошних стариц на прием Владимирского
архиепископа…
Одни еще по смерти своих основателей обезлюдели; другие уничтожены во время «Питиримова разоренья» [Питирим —
архиепископ Нижегородский (1719–1738), известный своими действиями против раскола в заволжских лесах.].
Насчет епископа Софрония писала, что, удостоверясь в его стяжаниях и иных недостойных поступках, совершенно его отчуждилась и попов его ставленья отнюдь не принимает, а о владимирском
архиепископе будет на Петров день собрание, и со всех скитов съедутся к ней.
Уведомляла и о Василье Борисыче, благодарила за присылку столь дорогого человека и просила не погневаться, если задержит его на Керженце до окончания совещаний о новом
архиепископе и о грозящих скитам обстоятельствах.
За письмом к Дрябину долго просидела Фленушка… Все сплошь было писано тарабарской грамотой. Благодаря за неоставление, Манефа умоляла Дрябиных и Громовых постараться отвратить находящую на их пустынное жительство грозную бурю, уведомляла о красноярском деле и о скором собрании стариц изо всех обителей на совещание о владимирском
архиепископе и о том, что делать, если придут строгие о скитах указы.
— Нового
архиепископа думают поставить — владимирского, — продолжала-таки свое Фленушка.
И Василью Борисычу не сидится на месте. Радехонька была мать Юдифа знакомому уж ей московскому уставщику. Еще когда певчая стая Манефиной обители ездила в Осиповку хоронить Настю, Василий Борисыч, оставаясь в Комарове без дела, побывал у матери Юдифы и много старался склонить ее к признанию владимирского
архиепископа.
— Очень заметно в них, матушка, желание признать
архиепископа и заимствоваться от него священством, — молвил Василий Борисыч.
— Если, матушка, желаете со всеми в согласии пребыть, неотменно надо нам духовную власть
архиепископа признать. Не одни московские его принимают, а повсюду, где только есть наши христиане, — сказал Василий Борисыч.
— Это я к слову только сказал, — немного смутившись, ответил Василий Борисыч. — То хочу доложить, что, если по здешним скитам признают
архиепископа, все христиане следом за вами пойдут… Всегда так бывало. В высоких делах как серому люду иметь рассужденье?.. Куда его поведешь, туда он и пойдет.
Зело вам, матушка, она кланяется и весьма советует принять владимирского
архиепископа.
Был прежде казначеем на Преображенском Андрей Ларивоныч, по прозванию Шутов, ленточного цеха цеховой, а ныне Божиею милостию
архиепископ Антоний владимирский и всея России…»
— «А была я, матушка, у пречестного отца Иоанна Матвеевича, и он, скорбен сын и кончине близяся, таковое ж заповедал: прияти власть духовную преосвященного
архиепископа Антония…»
Но от Софрония не бе ни гласу, ни послушания, и тогда господин митрополит, тщетно и долготерпеливо ожидая к себе Софрониева прибытия, прислал на него конечное решение по девятнадцатому правилу Карфагенского собора и в своей святительской грамоте сице написал: «Аще же преслушаешь сего предписания и будешь кривить пронырством своим по твоему обычаю, и сие наше приказание преобидишь, то отселе сею грамотою нашею отрешаем тя и соборне извергаем из архиерейского сана и всякого священнодействия лишаем и оставляем простым и бездействительным иноком Софронием» [В действительности эта грамота послана была Софронию через три года по постановлении владимирского
архиепископа Антония, то есть в 1856 году.].
Тогда ради церковного устроения, по прошению древлеправославных христиан в царствующем граде Москве и по иным градам и весям Российския державы пребывающих, господин митрополит Кирилл, по совету всего освященного собора, рукоположил во
архиепископы богоспасаемого града Владимира и всея России кир Антония, и сему Антонию архиепископу благословил поставити себе в помощь еще двух епископов, а по надобности и более, донося о каждом поставлении митрополиту.
Возвещая вам, преподобные отцы и пречестные матери, о таковом Божием произволении, велегласно в радости и Божественном веселии глаголем: «Явися благодать Божия спасительная всем человеком!..» — и с тем вместе просим, молим и братолюбно советуем прияти преосвященного
архиепископа кир Антония и ему во всех духовных делах повиноваться.
— Это одна клевета и неразумие! — возразил Василий Борисыч. — По должном испытании Задунайские приняли возрожденную иерархию, смирились. И у них теперь поставленный господином митрополитом
архиепископ Аркадий, что прежде был настоятелем в Лаврентьевском монастыре в Ветковских пределах.
— А кто таков тот нарицаемый
архиепископ Антоний? — спросила она у Василия Борисыча. — Поведай нам о жизни его с самого рождения.
Третьего февруария того же года, на память святых и праведных Симеона богоприимца и Анны пророчицы, тем же митрополитом Кириллом произведен во
архиепископа владимирского и всея России».
Он при своем поставлении получил Божественную благодать, яже всегда немощная исцеляющи и недостаточная исполняющи, и по сей благодати мог назначить Антония
архиепископом, мог по любви и исполнить то, что познал, сиречь возвести познанного в чин епископский…
— Подобает нам, отцы, матери, общим советом решить, принять или не принимать священников, коих поставит новый
архиепископ.
Належащая нужда утолити душевный глад и конечное оскудение бегствующего священства указуют нам прияти священство, тем
архиепископом поставленное, да не впадем в душепагубное беспоповство, сомнения же, многих обуревающие, насчет правильности новоявленной иерархии и насчет поспешного поставления архиепископа владимирского опасения возбуждают, да не погубим поспешностию души своя.
Посмотрим, каково новопоставленный
архиепископ поведет себя, испытуем подробно и насчет правильности самого начала зарубежной митрополии, сами пошлем верных людей в греки, чтоб совершенно испытать, каков чин у них соблюдается при крещении младенцев.
И тогда, ежели все окажется в пользу того, что нам московские христиане с любовию предлагают, примем и мы поставленных владимирским
архиепископом попов.
Если же узнаем достоверно, что источник зарубежной митрополии нечист или что тот
архиепископ недостоин принятого им чина, тогда станем слезно молиться милостивому Спасу: сам да спасает нас, сам да научит, какими путями спасать наши души…
После трапезы было в келарне собрание: советовали насчет
архиепископа да насчет належащих нам по скорости напастей, сиречь выгонки из скитов, о чем самые верные получены известия.
Об
архиепископе единогласно все согласились до поры до времени обождать принятием, понеже человек неизвестен и в правой вере учинился не в давнем времени, а до того был в беспоповых, от чего и подает немалое сомнение насчет крепости в вере.
К тому говорю я, Василий Борисыч, что невозможно было вчерась от здешних матерей требовать, чтоб они, ничего нé видя, так тебе вдруг и согласились на принятие
архиепископа…
— Матушка! Да какие ж от наших московских бывали к вам повеления?.. Какое властительство?.. Помилуйте! — оправдывался Василий Борисыч. — Вам только предлагают церковного ради мира и христианского общения принять
архиепископа, а власти никакой над вами иметь не желают. То дело духовных чинов. Примете архиепископа — его дело будет…
— И ныне, как подумаю я о таких ваших обстоятельствах, — продолжал московский посланник, — согласен я с вами, матушка, что не время теперь вам думать об
архиепископе. Пронесется гроза — другое дело, а теперь точно нельзя. За австрийской иерархией наблюдают строго, а если узнают, что вы соглашаетесь, пожалуй, еще хуже чего бы не вышло.
Цитаты из русской классики со словом «архиепископ»
Орденом Андрея Первозванного был украшен новгородский митрополит Гавриил, святого Александра Невского —
архиепископы казанский — Амвросий и псковский — Иннокентий и святой Анны — протоиерей гатчинский Исидор и Преображенский Лукьян.
Первенствующим архиереем при коронации был
архиепископ новгородский Дмитрий Сеченов, возведенный в день коронации в сан митрополита, а следующим за ним был митрополит московский Тимофей Щербатский.
— Но, — сказал Иоанн, смягчившись, — для отца моего, митрополита Афанасия, для вас, богомольцев наших,
архиепископов и епископов, я соглашаюсь паки взять свои государства, но на условиях.
В коронации первенствующую роль среди священнодействующего духовенства играл Амвросий,
архиепископ Новгородский. Во время самой церемонии мантию и корону императрица возлагала на себя сама. Первенствующий архиерей подносил ей то или другое на подушках, что, собственно, и составляет отличие коронования императрицы Елизаветы от предшествующей коронации. Императрица Елизавета венчалась короной императрицы Анны.
При вступлении своем на престол, Петр III послал предложение духовенству ходить в светском платье, брить бороды и обратить внимание на излишек икон в церквах. Он предложил оставить только иконы Спасителя и Богородицы и приказал запечатать домовые церкви. Новгородский
архиепископ Димитрий воспротивился этому нововведению и получил приказание тотчас же выехать из Петербурга. Впрочем, через неделю император простил его.
Синонимы к слову «архиепископ»
Предложения со словом «архиепископ»
- Златоуст, став архиепископом, с великой ревностью восстал против пороков столичных жителей, не щадил и вельмож, обличал и строго карал виновных из духовенства, – и всем этим возбудил во многих неудовольствие и гнев.
- В сан архиепископа екатеринбургский владыка был возведён в 1922 году.
- Через два года архиепископ решил, что его письмо затерялось где-то в пути, и думал было написать снова, да, видно, забыл.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «архиепископ»
Каким бывает «архиепископ»
Значение слова «архиепископ»
АРХИЕПИ́СКОП, -а, м. Духовное звание, среднее между епископом и митрополитом, а также лицо, носящее это звание. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова АРХИЕПИСКОП
Дополнительно