Неточные совпадения
Сколь ни силен, сколь ни могуч был в своем околотке Патап Максимыч, не мог ничего сделать для выручки шурина. Ни грозой, ни просьбой, ни деньгами тут ничего не поделаешь. Обычай хранят,
чин справляют — мешаться да перечить тут нельзя никому.
Не по
чину, не по обряду; в добрых людях так не водится.
На другой день были смотрины, но не такие, как бывают обыкновенно. Никого из посторонних тут не было, и свахи не было, а жених, увидав невесту, поступил не по старому
чину, не по дедовскому обряду.
Все это так следовало —
чин, обряд соблюдался.
Матушка Манефа, хоть и в приязни жила с полицейскими
чинами, однако поспешно вышла из горницы.
Нашел я в Белой Кринице радость духовную, ликованье неумолкаемое о господине владыке митрополите и епископах и о всем
чину священном.
Отвечал на такие речи старец, меня утешая, а сам от очию слезы испуская: «Не скорби, брате, — говорил он, — не скорби и душевного уныния бегай: аще троечастный твой путный подвиг и тщетен остался, но паче возвеселиться должен ты ныне с нашими радостными лики: обрели мы святителей, и теперь у нас полный
чин священства.
— По нашим местам сказывают, что у ней в обители отменно хорошо и по
чину содержится все…
Войдя в часовню, Патап Максимыч поражен был благолепием убранства и стройным
чином службы.
Трапеза совершалась по
чину.
Ел бы жирней да пил бы пьяней освященный
чин — спасенье всякого мошенника несомненно.
— Так у вас в обители, говоришь, соловецкий
чин содержится? — спросил Патап Максимыч.
—
Чин соловецкий, любезненькой ты мой, а также и по духовной грамоте преподобного Иосифа Волоцкого.
Прежде всего о том тщание имеем, како бы во обители все было благообразно и по
чину…
Зачали говорить ей матери: «Вера Иевлевна, не пора ль тебе, матушка, ангельский
чин восприять, черную рясу надеть, чтобы быть настоящей игуменьей по благословению покойницы матушки».
Каждая при входе молилась иконам, каждая прощалась и благословлялась у игуменьи, спрашивая об ее спасении — все по
чину, по уставу…
Войдя в комнату, Манефа уставно перекрестилась перед иконами, поздоровалась с Марьей Гавриловной, а та, как следует по
чину обительскому, сотворила перед нею два обычных «метания».
— Настасью бы вперед спросить… — молвила Аксинья Захаровна. — Не станет перечить, значит, Божья судьба… Тогда бы и дохнуть с кем-нибудь потихоньку Трифону Лохматому — сватов бы засылал. Без того как свадьбу играть?.. Не по
чину выйдет…
— А ты по какому
чину шла за меня? — с усмешкой молвил Патап Максимыч. — Свадьбы-те «уходом» кем уложены?.. Я Алексею заганул загадку — поймет…
— Нешто ты, парень, думаешь, что наш
чин не любит овчин? — добродушно улыбаясь, сказал Патап Максимыч. — Полно-ка ты. Сами-то мы каких великих боярских родов? Все одной глины горшки!.. А думалось мне на досуге душевно покалякать с твоим родителем… Человек, от кого ни послышишь, рассудливый, живет по правде… Чего еще?.. Разум золота краше, правда солнца светлей!.. Об одеже стать ли тут толковать?
Сев на игуменское кресло, Манефа ударила в кандию, и трапеза пошла по
чину, стройно, благоговейно. Обительские и сироты сидели с невозмутимым бесстрастием, пришлые христолюбцы изредка потихоньку покашливали, шептались даже меж собою, но строгий взор угощавших стариц мгновенно смирял безвременное их шептанье… Все шло тихо, благообразно, по
чину… Но Богу попущающу, врагу же действующу, учинилось велие искушение…
— А
чин на нем какой положон? — возразила Манефа.
— «Все епископы, подведомственные Владимирской архиепископии, отныне и впредь, по поставлении своем должны по
чину, в Чиновнике [Так называется книга, в которой изложены правила архиерейских священнодействий.] изображенному, исповедание веры и присяжные листы за своим подписом давать прямо архиепископу Владимирскому.
С матерью Аркадией водил длинные разговоры про уставную службу на Рогожском кладбище и рассказывал ей, как справляется
чин архиерейского служенья митрополитом.
— Что делается?.. Какие дела совершаются?.. — опираясь на посох, продолжала Манефа. — Оглянитесь… Иргиза нет, Лаврентьева нет, на Ветке пусто, в Стародубье мало что не порушено… Оскудение священного
чина всюду настало — всюду душевный глад… Про Белу-Криницу не поминай мне, Василий Борисыч… сумнительно… Мы одни остаемся, да у казаков еще покаместь держится вмале древлее благочестие… Но ведь казаки люди служилые — как им за веру стоять?..
Истинная вера монастырями да скитами держится, сиречь духовным
чином…
Оскудеет священный
чин, престанет иноческое житие — тогда и вере конец…
Принят же был от отца Софонтия вторым
чином, пострижения иноческого от руки его сподобился и, живя безысходно в келии, все священные действа над приходящими совершал.
Гряди с мучениками во блаженный
чин, со апостолы в полк, со святители в лик!..»
Дверь отворилась, в ней показался здоровенный человек, бритый, в немецком платье, у картуза околыш обшит золотым галуном… Сробел Алексей. «Должно быть, чиновный, — подумал он, — пожалуй, больше станового. Ишь ты, шапка-то какая!.. Золотом обшита!.. Большого, надо быть,
чину!..»
Дверь неслышно растворилась, и вошел тот самый человек, что показался Алексею
чином больше станового.
Такое собранье тут было, что ни вздумать ни взгадать: архиерей с архимандритом, губернатор с высокими
чинами, барыни разряженные, — посмотреть, так дорого дашь!..
— Это точно… Сказано в Писании, — ответил Василий Борисыч, — однако в том же Писании и житие иноческое похваляется, ангельский бо
чин есть… Земные ангелы, небесные человеки!.. Только известно: не всякому дано — могий вместити да вместит.
— Мошенницы! — отозвался Патап Максимыч. — Спросить было сестрицу мою родимую, — прибавил он, усмехаясь, — не из ихней ли обители белицы сонную девку в ангельский
чин снарядили!.. От них станется… Дошлые девки в Комарове живут!.. На всякие пакости готовы!..
Однажды на Тихонов день [16 июня 1708 года.] многие старцы и старицы, именитые люди и духовного
чина к матери Голиндухе в обитель сходились разбирать поподробну «спорные письма» протопопа Аввакума и обрели в них несогласных речей со святых отец Писанием много, за то и согласились отложить те письма.
И колокольный звон, и крестные ходы вкруг скита и по окольным полям, и свободное отправление погребения с громогласным пением и целым строем попов во всем
чину своем — все это бывало в захолустном, забившемся в дремучие леса Улангере и придавало ему блеск и славу по всему старообрядству.
По мале же времени многие от них в вере пошатнулись, престали к церкви Божией ходити, поучения от священного
чина принимати, и едва сорок человек осталось во граде помнивших Господа и не забывших Бога и святой его веры.
Оттого и поется, чтобы даровал Господь Симу, сиречь духовному
чину, премудрость на поучение людей, Иафету, сиречь дворянству, от него же и царский корень изыде, — послал духа разума людьми править, в разумении всяких вещей превыше всех стояти, а Хаму, сиречь черному народу, мужикам, мещанам и вашему брату, купцу, послал бы Господь дух страха Божия на повиновение Симову жребию и Иафетову.
— А ты ври, да не завирайся, и в бедности должна уважать
чин боярства, — с важностью молвил отец Иосиф.
— Давно, батюшка, знаю, что на тебе два
чина: дурак да дурачина, — подхватила Аркадия.
На небольшой полянке, середи частого елового леса, стоял высокий деревянный крест с прибитым в середине медным распятьем. Здесь, по преданью, стояла келья отца Варлаама, здесь он сожег себя со ученики своими. Придя на место и положив перед крестом обычный семипоклонный нача́л, богомольцы стали по
чину, и мать Аркадия, заметив, что отец Иосиф намеревается начать канон, поспешила «замолитвовать». Не хотела и тут ему уступить, хоть по скитским обычаям первенство следовало Иосифу, как старцу.
На правом холму собор Воздвиженья честного креста, а рядом Благовещенский, а на левом холму Успенский собор, а меж соборов все дома — у бояр каменны палаты, иных
чинов у людей деревянны хоромы из кондового негниющего леса…
А живут в том граде мужи и жены, и не токмо в иночестве, но и в разных
чинах, всяк у своего дела.
И тогда в озере, ровно в зерцале, узришь весь невидимый град: церкви, монастыри и градские стены, княжеские палаты и боярские хоромы с высокими теремами и дома разных
чинов людей…
После того мужской пол благословлялся и опять-таки по
чину, по ряду и в очередь: сперва Василий Борисыч, потом конюх Дементий, за ним двое обительских трудников, правивших конями…
Бог благословит!..» Ни слова больше… стройно, по
чину, обрядную встречу справляла.
— Этого, друг мой, не говори. Далеко не повсюду, — возразила Манефа. — Который народ посерее, тот об австрийских и слышать не хочет, новшеств страшится… И в самом деле, как подумаешь: ни мало ни много двести лет не было епископского
чина, и вдруг ни с того ни с сего архиереи явились… Сумнительно народу-то, Василий Борисыч… Боятся, опасаются… Души бы не погубить, спасенья не лишиться бы!..
Всем ведомо, что Керженские обители на том и стоят, что заказы благодетелей как следует справляют, по
чину…
— Послушать бы вам, гости дорогие, каким
чином у нас поминовения-то справляются, — молвила мать Таисея. — Вы бы, Петр Степаныч, дядюшке своему рассказали, вы бы, Семен Петрович, Ермолаю Васильичу доложили. Слушайте-ка: «А за канун и за кутию…»
— Встань, матушка, встань, — строго и внушительно молвила ей Манефа. — Не пригожее дело затеяла… Мы с тобой во едином
чину… Как же тебе великим обычаем мне поклоняться?.. Преданию противно, мать Таисея.