Цитаты со словом «побыть»
Как
быть! Надобно приняться за старину. От вас, любезный друг, молчком не отделаешься — и то уже совестно, что так долго откладывалось давнишнее обещание поговорить с вами на бумаге об Александре Пушкине, как, бывало, говаривали мы об нем при первых наших встречах в доме Бронникова. [В доме Бронникова жил Пущин в Ялуторовске, куда приезжал в 1853–1856 гг. Е. И. Якушкин для свидания с отцом, декабристом И. Д. Якушкиным.] Прошу терпеливо и снисходительно слушать немудрый мой рассказ.
Собираясь теперь проверить
былое с некоторою отчетливостью, я чувствую, что очень поспешно и опрометчиво поступил, истребивши в Лицее тогдашний мой дневник, который продолжал с лишком год.
Теперь самому любопытно бы
было заглянуть на себя тогдашнего, с тогдашнею обстановкою; но дело кончено: тетради в печке и поправить беды невозможно.
Впрочем, вы не
будете тут искать исключительной точности — прошу смотреть без излишней взыскательности на мои воспоминания о человеке, мне близком с самого нашего детства: я гляжу на Пушкина не как литератор, а как друг и товарищ.
Невольным образом в этом рассказе замешивается и собственная моя личность; прошу не обращать на нее внимания. Придется, может
быть, и об Лицее сказать словечко; вы это простите, как воспоминания, до сих пор живые! Одним словом, все сдаю вам, как вылилось на бумагу. [Сообщения И. И. Пущина о том, как он осуществлял свое обещание Е. И. Якушкину, — в письмах к Н. Д. Пущиной и Е. И. Якушкину за 1858 г. № 225, 226, 228, 242 и др.]
Это замечание мое до того справедливо, что потом даже, в 1817 году, когда после выпуска мы, шестеро, назначенные в гвардию,
были в лицейских мундирах на параде гвардейского корпуса, подъезжает к нам граф Милорадович, тогдашний корпусный командир, с вопросом: что мы за люди и какой это мундир?
Знакомых у нас никого не
было.
У меня разбежались глаза: кажется, я не
был из застенчивого десятка, но тут как-то потерялся — глядел на всех и никого не видал.
Еще вглядывался в Горчакова, который
был тогда необыкновенно миловиден.
Через несколько дней Разумовский пишет дедушке, что оба его внука выдержали экзамен, но что из нас двоих один только может
быть принят в Лицей на том основании, что правительство желает, чтоб большее число семейств могло воспользоваться новым заведением.
Дедушка выбрал меня, кажется, потому, что у батюшки моего, старшего его сына, семейство
было гораздо многочисленнее.
Сын директора Иван тут уже
был для нас чем-то вроде хозяина.
Все мы видели, что Пушкин нас опередил, многое прочел, о чем мы и не слыхали, все, что читал, помнил; но достоинство его состояло в том, что он отнюдь не думал выказываться и важничать, как это очень часто бывает в те годы (каждому из нас
было 12лет) с скороспелками, которые по каким-либо обстоятельствам и раньше и легче находят случай чему-нибудь выучиться.
Случалось точно удивляться переходам в нем: видишь, бывало, его поглощенным не по летам в думы и чтения, и тут же [В рукописи
было: «бесится до неистовства», зачеркнуто.] внезапно оставляет занятия, входит в какой-то припадок бешенства за то, что другой, ни на что лучшее не способный, перебежал его или одним ударом уронил все кегли.
Я
был свидетелем такой сцены на Крестовском острову, куда возил нас иногда на ялике гулять Василий Львович.
Среди дела и безделья незаметным образом прошло время до октября. В Лицее все
было готово, и нам велено было съезжаться в Царское Село. Как водится, я поплакал, расставаясь с домашними; сестры успокаивали меня тем, что будут навещать по праздникам, а на рождество возьмут домой. Повез меня тот же дядя Рябинин, который приезжал за мной к Разумовскому.
В Царском мы вошли к директору: его дом
был рядом с Лицеем.
Он привел меня прямо в четвертый этаж и остановился перед комнатой, где над дверью
была черная дощечка с надписью: № 13.
Очень
был рад такому соседу, но его еще не было, дверь была заперта.
Мелкого нашего народу с каждым днем прибывало. Мы знакомились поближе друг с другом, знакомились и с роскошным нашим новосельем. Постоянных классов до официального открытия Лицея не
было, но некоторые профессора приходили заниматься с нами, предварительно испытывая силы каждого, и таким образом, знакомясь с нами, приучали нас, в свою очередь, к себе.
Все 30 воспитанников собрались. Приехал министр, все осмотрел, делал нам репетицию церемониала в полной форме, то
есть вводили нас известным порядком в залу, ставили куда следует по, списку, вызывали и учили кланяться по направлению к месту, где будут сидеть император и высочайшая фамилия. При этом неизбежно были презабавные сцены неловкости и ребяческой наивности.
Настало, наконец, 19 октября — день, назначенный для открытия Лицея. Этот день, памятный нам, первокурсным, не раз
был воспет Пушкиным в незабываемых его для нас стихах, знакомых больше или меньше и всей читающей публике.
В лицейской зале, между колоннами, поставлен
был большой стол, покрытый красным сукном с золотой бахромой.
Остальное пространство залы, на некотором расстоянии от стола,
было все уставлено рядами кресел для публики.
Приглашены
были все высшие сановники и педагоги из Петербурга.
Я не знаю,
есть ли и теперь другое, на этом основании существующее.
Бледный как смерть, начал что-то читать; читал довольно долго, но вряд ли многие могли его слышать, так голос его
был слаб и прерывист.
Заметно
было, что сидевшие в задних рядах начали перешептываться и прислоняться к спинкам кресел.
Мы, школьники, больше всех
были рады, что он замолк: гости сидели, а мы должны были стоя слушать его и ничего не слышать.
[В. Ф. Малиновский
был «бледен как смерть» и волновался потому, что вынужден был читать не свою речь, забракованную министром А. К. Разумовским за ее прогрессивное содержание, а речь, составленную И. И. Мартыновым по приказанию министра в реакционном духе.]
Публика при появлении нового оратора, под влиянием предшествовавшего впечатления, видимо, пугалась и вооружилась терпением; но по мере того, как раздавался его чистый, звучный и внятный голос, все оживились, и к концу его замечательной речи слушатели уже
были не опрокинуты к спинкам кресел, а в наклоненном положении к говорившему: верный знак общего внимания и одобрения!
В продолжение всей речи ни разу не
было упомянуто о государе: это небывалое дело так поразило и понравилось императору Александру, что он тотчас прислал Куницыну владимирский крест — награда, лестная для молодого человека, только что возвратившегося, перед открытием Лицея, из-за границы, куда он был послан по окончании курса в Педагогическом институте, и назначенного в Лицей на политическую кафедру.
Куницын вполне оправдал внимание царя; он
был один между нашими профессорами урод в этой семье.
Сконфузился ли он и не знал, кто его спрашивал, или дурной русский выговор, которым сделан
был ему вопрос, — только все это вместе почему-то побудило его откликнуться на французском языке и в мужском роде.
Тут, может
быть, зародилась у Пушкина мысль стихов к ней...
Смотри, Костя, учись хорошенько!» [При публикации Записок в 1859 г. рассказ о непристойном поведении царского брата, Константина Павловича, в день торжественного акта по случаю открытия Лицея
был сильно изменен.
Пока мы обедали — и цари удалились и публика разошлась. У графа Разумовского
был обед для сановников; а педагогию петербургскую и нашу, лицейскую, угощал директор в одной из классных зал.
Вечером нас угощали десертом а discretion [Сколько угодно, без ограничения (франц.)] вместо казенного ужина. Кругом Лицея поставлены
были плошки, а на балконе горел щит с вензелем императора.
Между ними
был Е. А. Энгельгардт, тогдашний директор Педагогического института.
Он так
был проникнут ощущением этого дня и в особенности речью Куницына, что в тот же вечер, возвратясь домой, перевел ее на немецкий язык, написал маленькую статью и все отослал в дерптский журнал.
[В Дерпте не
было журнала; вероятно, статья напечатана в Германии.]
Этот почтенный человек не предвидел тогда, что ему придется
быть директором Лицея в продолжение трех первых выпусков.
Это объявление категорическое, которое, вероятно,
было уже предварительно постановлено, но только не оглашалось, сильно отуманило нас всех своей неожиданностию.
На этом основании, вероятно, Лицей и
был так устроен, что, по возможности, были соединены все удобства домашнего быта с требованиями общественного учебного заведения.
[Весь дальнейший текст до конца абзаца («Роскошь помещения… плебеями») не
был пропущен в печать в 1859 г.] Роскошь помещения и содержания, сравнительно с другими, даже с женскими заведениями, могла иметь связь с мыслью Александра, который, как говорили тогда, намерен был воспитать с нами своих братьев, великих князей Николая и Михаила, почти наших сверстников по летам; но императрица Марья Федоровна воспротивилась этому, находя слишком демократическим и неприличным сближение сыновей своих, особ царственных, с нами, плебеями.
Для Лицея отведен
был огромный, четырехэтажный флигель дворца, со всеми принадлежащими к нему строениями. Этот флигель при Екатерине занимали великие княжны: из них в 1811 году одна только Анна Павловна оставалась незамужнею.
Для них, на протяжении вдоль всего строения, во внутренних поперечных стенах прорублены
были арки.
Таким образом, образовался коридор с лестницами на двух концах, в котором с обеих сторон перегородками отделены
были комнаты: всего пятьдесят номеров.
Во всех этажах и на лестницах
было освещение ламповое; в двух средних этажах паркетные полы. В зале зеркала во всю стену, мебель штофная.
Таково
было новоселье наше!
Цитаты из русской классики со словом «побыть»
— Вот я им дам «разговаривают»! Да ты бы подольше у них
побыла, хорошенько бы высмотрела.
— Нет, я так рада случаю
побыть с тобою наедине, и признаюсь, как ни хорошо мне с ними, жалко наших зимних вечеров вдвоем.
— Да в ту пору и ушла же, минутку только и
побыла у нас. Кузьме Кузьмичу сказку одну рассказала, рассмешила его, да и убежала.
— Что ты спешишь? — говорила она. — Погоди, мне хочется
побыть с тобой.
Он просит прощения, умоляет приехать, и по-настоящему мне следовало бы съездить в Париж,
побыть возле него.
Синонимы к слову «побыть»
Предложения со словом «побыть»
- Иногда женщине хочется побыть немного на кухне, приготовить домочадцам что-нибудь вкусненькое своими руками.
- Понятное дело, в отпуске родителям хотелось немного побыть наедине, без нашего приятного общества.
- – Ты свою работу закончила? – спросила она. – Можешь побыть здесь ещё немножко?
- (все предложения)
Сочетаемость слова «побыть»
Значение слова «побыть»
ПОБЫ́ТЬ, -бу́ду, -бу́дешь; прош. по́был, -ла́, -ло; повел. побу́дь; сов. 1. Быть, находиться где-л. некоторое время. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ПОБЫТЬ
Афоризмы русских писателей со словом «побыть»
- В будничной жизни глухого русского уголка нет, как мне кажется, других более тягостных минут в течение целого дня, как те, которые определяются словами «посидеть вечерком на крылечке», «отдохнуть вечерком», словом — побыть так, ничего не делая, несколько вечерних часов. Везде, где есть настоящая жизнь, хоть и трудная и неприглядная, в самых глухих уголках европейских больших городов, на каторжных фабриках, вечер — действительное время отдыха, потому что день — действительно время тяжелого труда, время устали, и как ни труден этот рабочий день, но вечер весел или, по крайней мере, тих… Совсем не то в глухом русском уголке.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно