Цитаты со словом «государства»
„В нынешнее время, — сказал он, — во всех образованных
государствах судопроизводство устроено на манер известных pieces a tiroir [пьес с нарочито запутанной интригой (франц.)] (помню я эти пьесы, мой друг; еще будучи в институте, в «La fille de Dominique» [«Дочь Доминика» (франц.)] игрывала).
Кончено. С невыносимою болью в сердце я должен был сказать себе: Дерунов — не столп! Он не столп относительно собственности, ибо признает священною только лично ему принадлежащую собственность. Он не столп относительно семейного союза, ибо снохач. Наконец, он не можетбыть столпом относительно союза государственного, ибо не знает даже географических границ русского
государства…
Я всем и всегда говорю: «В
государстве, господа, и в особенности в государстве обширном, и Гамбетта имеет право на существование!» — но ведь против установившегося общего мнения и мое заступничество бессильно!
Тебеньков стоит на почве государственной религии, говорит, что религия есть один из рычагов, которым
государство имеет право пользоваться для своих целей.
Он тоже считает
государство немыслимым без религии, но видит в последней не «подспорье», как Тебеньков, а основание.
— Заметь, братец, — говорил он, — об
государстве ни одного слова! Отечество — и баста!
К числу таких однородных выражений принадлежали «отечество» и «
государство», которые в департаменте употреблялись не только безразлично, но даже чередовались друг с другом, в видах избежания частых повторений одного и того же слова.
Главнейшее же внимание должно быть обращено на то, дабы отечество, в сознании управляемых, ни в каком случае не отделялось от
государства и дабы границы сего последнего представлялись оным яко непременные и естественные границы первого…
История всех образованных
государств, с самой глубокой древности и до наших времен, доказывает, сколь полезны бывали внушения сего рода, не токмо в годины бедствий, не перестающих и поныне периодически удручать род человеческий, но и во всякое другое, благоприятно для административных мероприятий время.
— Жоли или не жоли, а только это так-с. С канканчиком, конечно, можно еще как-нибудь на идею
государства — вашего, Александр Петрович, тебеньковского государства! — набрести, ну, а отечество — это штука помудренее будет.
— Не Бисмарк, а народ! понимаешь! не германское
государство, которое воплощает собою Бисмарк, а германский народ!
Тебе нравится московский период
государства российского, мне нравится петербургский период государства российского, но оба и несомненно мы имеем в виду одну и ту же государственность.
Ежели мы, русские, вообще имеем довольно смутные понятия об идеалах, лежащих в основе нашей жизни, то особенною безалаберностью отличается наше отношение к одному из них, и самому главному — к
государству.
Даже люди культуры, как-то: предводители дворянства, члены земских управ и вообще представители так называемых дирижирующих классов, — и те как-то нерешительно и до чрезвычайности разнообразно отвечают на вопрос: что такое
государство?
Одни, чтоб отделаться от вопроса, прибегают к наглядным примерам: Швеция —
государство.
Великобритания —
государство, Франция — государство и проч.
Другие говорят: «
Государство! смешно даже спрашивать, что такое государство!» Третьи таращат глаза, точно их сейчас разбудили.
А если, сверх того, предложить еще вопрос: какую роль играет
государство в смысле развития и преуспеяния индивидуального человеческого существования? — то ответом на это, просто-напросто, является растерянный вид, сопровождаемый несмысленным бормотанием.
Одним словом, из всего видно, что выражение «
государство» даже в понятиях массы культурных людей не представляет ничего определенного, а просто принадлежит к числу слов, случайно вошедших в общий разговорный язык и силою привычки укоренившихся в нем.
Из коренного слова «
государство» являются производные: «государственность», «государственный», которыми предводители дворянства щеголяют в клубах и на земских собраниях без малейшего стеснения, точно так, как бы слова эти были совершенно для них понятны.
Но ежели такая смута в понятиях о
государстве господствует в дирижирующих классах общества, то что же должны мы ожидать от непросвещенной черни!
Увы! здесь представление об этом важном предмете уже до такой степени отсутствует, что трудно даже вообразить себе простолюдина, произносящего слово «
государство».
Простолюдин, конечно, знает, что над ним поставлен становой пристав и что в известные сроки он обязан уплачивать подати и повинности; но какую роль во всем этом играет
государство — этого он не знает.
Благодаря этой путанице, мы вспоминаем о
государстве (и даже не о государстве в собственном смысле этого слова, а о чем-то подходящем к нему) лишь тогда, когда нас требуют в участок для расправы.
Что же касается до обыденной жизненной практики, то, кроме профессоров, читающих с кафедры лекции государственного права, да школьников, обязанных слушать эти лекций, вряд ли кто-нибудь думает о той высшей правде, осуществлением которой служит
государство и служению которой должна быть всецело посвящена жизнь обывателей.
Сапожнику, тачающему сапоги, даже и на ум никогда не придет, что его работа (да и вообще вся его жизнь) имеет какое-нибудь отдаленное отношение к тому общему строю вещей, который носит название
государства.
В городах и в местах более населенных эта неряшливость сказывается, конечно, в меньшей степени; но ведь и здесь, как уже упомянуто выше, руководящею нитью обывательской жизни все-таки служат взгляды и требования ближайшего начальства, а отнюдь не мысль о
государстве.
Да и сами квартальные надзиратели, разве они, заставляя, например, обывателей очищать дворы от навоза, сознают, что этим удовлетворяют высшей правде, осуществляемой
государством?
А на вопрос: что такое
государство? — и они могут, точно так же, как и прочие обыватели, отвечать только вздрагиванием.
Но, признаюсь откровенно, я боюсь, что упомянутое сейчас возражение основано на недоразумении и что характеристическою чертою настоящего времени является не столько знание интересов и нужд
государства и бескорыстное служение им, сколько самоуверенная и хлесткая болтовня, сопровождаемая знанием, где раки зимуют, и надеждою на повышение.
А между тем путаница в понятиях производит путаницу и в практической жизни. Тут мы на каждом шагу встречаемся и с взяточничеством, и с наглейшим обиранием казны, и с полным равнодушием к уплате податей, и, наконец, с особым явлением, известным под именем сепаратизма. И всё — следствие неясности наших представлений о
государстве.
Обратитесь к первому попавшемуся на глаза чиновнику-взяточнику и скажите ему, что действия его дискредитируют
государство, что по милости его страдает высшая идея правды и справедливости, оберегать которую призван сенат и Государственный совет, — он посмотрит на вас такими удивленными глазами, что вы, наверное, скажете себе:"Да, этот человек берет взятки единственно потому, что он ничего не слыхал ни о государстве, ни о высшей идее правды и справедливости".
3) что, следовательно, взятки надо брать с осторожностью, а паче всего надеяться на милосердие начальства, от которого зависит предание суду. Спрашивается: при чем же тут
государство?
Государство так часто продается за грош, и притом так простодушно продается, что даже история уже не следит за подобными деяниями и не заносит их на свои скрижали.
Была горькая година в жизни России, — година, во время которой шла речь о ее значении в сонме европейских
государств и подвергалась сомнению ее военная слава.
Ужели можно предположить, что, поступая таким образом, эти люди понимали, что они обездоливают и продают то самое
государство, которое их приютило, поставило под защиту своих законов и даже дало средства нажиться?
Скорее всего упомянутые казнокрады оттого так действовали, что не имели никакого понятия ни о ключах от храма гроба господня, ни об устьях Дуная, которыми разрешался вопрос об ключах, ни об отношении этих вопросов к русскому
государству.
Они действовали совершенно простодушно, полагая, что обездоливают совсем не
государство, а только казну.
Наконец, если мы всмотримся ближе в причины, обусловливающие такое явление, как сепаратизм, то легко увидим, что и тут главную роль играет неясность понятий о
государстве: многие смешивают понятие о государстве с понятием о родине и даже о родной колокольне; другие приходят в смущение вследствие частых изменений государственных граничных рубежей.
Все эти местности кишат людьми, которые, несмотря на уверения, что понятие о
государстве есть понятие безразличное, независимое ни от национальностей, ни даже от исторических преданий, никак не могут понять, почему они обязаны с такого-то момента считать своимгосударством Францию, а не Италию, Германию, а не Данию и не Францию.
Единственное в этом отношении исключение составляет Ташкент, но и то не потому, чтобы там идеи о
государстве были очень ясны, но потому, что правда, осуществлявшаяся в лице автобачей, не в пример менее доброкачественна, нежели правда, олицетворением которой явились русские уездные исправники.
Одним словом, как-то так выходит, что мы точно с таким же правом называем себя членами
государства, с каким пустосвяты называют себя людьми религии.
Становые брали взятки, подрядчики надували и обирали казну, крестьяне копили недоимки, сепаратисты говорили:"Нет, никогда москалям не пивать таких водок, как наши малороссийские сливянка и запеканка!"и, за всем тем, никому не приходило на мысль, что от этого может страдать
государство.
Но особенную дикость понятий относительно значения слова «
государство» выказывают у нас женщины.
Но спросите ее: «Что такое
государство?» — и она, во-первых, струсит, а во-вторых, заподозрит в вас или демагога, или шпиона.
В молодости я знал одну почтенную старушку (фамилия ее была Терпугова), обладательницу значительного имения и большую охотницу до гражданских процессов, которая до смерти своей прожила в полном неведении о «
государстве», несмотря на то, что сам губернатор, встречаясь с нею, считал долгом целовать у нее ручку.
Она жила, распоряжалась, кормила чиновников обедами, выдавала беременных девок замуж за мужиков в дальние деревни, содержала целую стаю приказных, которые именем ее вели тяжебные дела в судах, и никогда ей даже на мысль не приходило, что она живет и действует таким образом — в
государстве.
— Не касающе! Да сам-то я буду же знать! Ах, маменька, маменька! я ведь не личным своим интересам, а
государству служу.
— Так что ж что
государству! Государство — само по себе, а свои дела — сами по себе. Об своих делах всякий должен радеть: грех великий у того на душе, который об устройстве своем не печется! Ты знаешь ли, что в Писании-то сказано: имущему прибавится, а у неимущего и последнее отнимется!
Тщетно старался он втолковать старухе, что такое
государство и почему чувство государственности должно иметь верх над чувством индивидуализма, — почтенная женщина на все его толкования отвечала одними и теми же словами...
Цитаты из русской классики со словом «государства»
Ассоциации к слову «государства»
Синонимы к слову «государства»
Предложения со словом «государство»
- Таким образом, при смешанной форме республиканского правления глава государства становится ключевой фигурой в государственном механизме.
- И зачинать детей, и создавать новое государство мог только муж, полный силы и здравия.
- А каким же ещё образом можно устранить заговором действующего главу иностранного государства, если не прибегать при этом к покушению?
- (все предложения)
Сочетаемость слова «государство»
Какими бывают «государства»
Значение слова «государство»
ГОСУДА́РСТВО, -а, ср. Политическая организация общества во главе с правительством и его органами, с помощью которой господствующий класс осуществляет свою власть, обеспечивает охрану существующего порядка и подавление классовых противников, а также страна с такой политической организацией. Социалистическое государство. Буржуазное государство. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ГОСУДАРСТВО
Афоризмы русских писателей со словом «государство»
Дополнительно