Неточные совпадения
Я не
говорю уже
о нашем сословии, деятельность которого почти вся состоит в противлении злым: военные, судейские, администраторы, но нет того частного, самого скромного
человека, которому бы не предстояло это решение между служением богу, исполнением его заповедей, или служением «тогу», государственным учреждениям.
Но, может быть, Христос
говорит только
о личном отношении каждого
человека к судам, но не отрицает самого правосудия и допускает в христианском обществе
людей, которые судят других в установленных учреждениях?
Я понял теперь, что в положении
о непротивлении злу Христос
говорит не только, что выйдет непосредственно для каждого от непротивления злу, но он, в противоположение той основы, которою жило при нем по Моисею, по римскому праву и теперь по разным кодексам живет человечество, ставит положение непротивления злу, которое, по его учению, должно быть основой жизни
людей вместе и должно избавить человечество от зла, наносимого им самому себе.
Другие же, неверующие, свободные толкователи учения Христа, историки религий, — Штраусы, Ренаны и другие, — усвоив вполне церковное толкование
о том, что учение Христа не имеет никакого прямого приложения к жизни, а есть мечтательное учение, утешающее слабоумных
людей, пресерьезно
говорят о том, что учение Христа годно было для проповедания диким обитателям захолустьев Галилеи, но нам, с нашей культурой, оно представляется только милою мечтою «du charmant docteur», [очаровательного учителя,] как
говорит Ренан.
Если бы он стоял на той же высоте образования, на которой стоят эти ученые
люди, он не
говорил бы тех милых пустяков:
о птицах небесных,
о подставлении щеки и заботе только
о нынешнем дне.
Чтобы вполне убедиться в том, что в этих стихах Христос
говорит только
о вечном законе, стоит вникнуть в значение того слова, которое подало повод лжетолкованиям. По-русски — закон, по-гречески — νόμος, по-еврейски — тора, как по-русски, по-гречески и по-еврейски имеют два главные значения: одно — самый закон без отношения к его выражению. Другое понятие есть писанное выражение того, что известные
люди считают законом. Различие этих двух значений существует и во всех языках.
Так вот этого слова Христос не велит
говорить ни
о каком
человеке.
Они
говорят: «Само собой разумеется, что все эти заповеди
о терпении обид, об отречении от возмездия, как направленные собственно против иудейской любомстительности, не исключают не только общественных мер к ограничению зла и наказанию делающих зло, но и частных, личных усилий и забот каждого
человека о ненарушимости правды,
о вразумлении обидчиков,
о прекращении для злонамеренных возможности вредить другим; ибо иначе самые духовные законы спасителя по-иудейски обратились бы только в букву, могущую послужить к успехам зла и подавлению добродетели.
И для меня стало очевидным, что,
говоря: вам сказано: люби ближнего и ненавидь врага, а я
говорю: люби врагов, Христос
говорит о том, что все
люди приучены считать своими ближними
людей своего народа, а чужие народы считать врагами, и что он не велит этого делать.
Всё учение Христа состоит в том, чтобы дать царство бога — мир
людям. В нагорной проповеди, в беседе с Никодимом, в послании учеников, во всех поучениях своих он
говорит только
о том, что разделяет
людей и мешает им быть в мире и войти в царство бога. Все притчи суть только описание того, что есть царство бога и что, только любя братьев и будучи в мире с ними, можно войти в него. Иоанн Креститель, предшественник Христа,
говорит, что приблизилось царство бога и что Иисус Христос дает его миру.
Человеческой природе свойственно делать то, что лучше. И всякое учение
о жизни
людей есть только учение
о том, что лучше для
людей. Если
людям показано, что им лучше делать, то как же они могут
говорить, что они желают делать то, что лучше, но не могут?
Люди не могут делать только то, что хуже, а не могут не делать того, что лучше.
Надо думать,
говорят верующие,
о том, какое естество у какого лица троицы, какие таинства надо и не надо совершать; потому что спасение
людей произойдет не от наших усилий, а от троицы и от правильного совершения таинств.
Надо думать,
говорят неверующие,
о том, по каким законам совершает движения бесконечно малая частица материи в бесконечном пространстве в бесконечное время; но
о том, чего для его блага требует разум
человека, об этом думать не надо, потому что улучшение состояния
человека произойдет не от него, а от общих законов, которые мы откроем.
Люди всё слышали, всё поняли, но только пропустили мимо ушей то, что учитель
говорил только
о том, что
людям надо делать свое счастье самим здесь, на том дворе, на котором они сошлись, а вообразили себе, что это двор постоялый, а там где-то будет настоящий. И вот от этого вышло то удивительное рассуждение, что слова учителя очень прекрасны и даже слова бога, но исполнять их теперь трудно.
Христос предлагает свое учение
о жизни как спасение от той губительной жизни, которою живут
люди, не следуя его учению, и вдруг я
говорю, что я бы и рад последовать его учению, да мне жалко погубить свою жизнь.
Для того чтобы понять учение Христа
о спасении жизни, надо прежде всего понять то, что
говорили все пророки, что
говорил Соломон, что
говорил Будда, что
говорили все мудрецы мира
о личной жизни
человека.
Луки XIII, 1—5. Христу рассказали
о погибели галилеян, убитых Пилатом. И он
говорит: «Думаете ли вы, что эти галилеяне были грешнее всех галилеян, что так пострадали? Нет,
говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете, что те восемнадцать
человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех живущих в Иерусалиме? Нет,
говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете».
Наше понятие
о воскресении до такой степени чуждо понятию евреев
о жизни, что нельзя себе представить даже, как мог бы
говорить Христос евреям
о воскресении и вечной личной, свойственной каждому
человеку жизни.
Человек тонет и просит
о спасении. Ему подают веревку, которая одна может спасти его, а утопающий
человек говорит: утвердите во мне веру, что веревка эта спасет меня. Верю,
говорит человек, что веревка спасет меня, но помогите моему неверию.
Христос, открывая свое учение,
говорит людям, что, исполняя его учение даже среди неисполняющих, они не будут от этого несчастливее, чем прежде, но, напротив, будут счастливее, чем те, которые не будут исполнять этого. Христос
говорит, что есть верный мирской расчет не заботиться
о жизни мира.
И все они, не
говоря уже
о тех десятках тысяч несчастных
людей, потерявших всё и перебивающихся требухой и водкой в ночлежных домах, — все, начиная от фабричного, извозчика, швеи, проститутки до богача-купца и министра и их жен, все несут самую тяжелую, неестественную жизнь и не приобрели того, что считается для них нужным по учению мира.
«Но никто не будет кормить тебя, и ты умрешь с голоду»,
говорят на это. На возражение
о том, что
человек, живя по учению Христа, умрет с голоду, Христос ответил одним коротким изречением (тем самым, которое толкуется так, что оно оправдывает праздность духовенства) (Матф. X, 10; Лук. X, 7).
Да, сделалось то,
о чем Христос предупреждал
людей (Лук. XI, 33—36, и Матф. VI, 23),
говоря: смотрите, не сделался бы свет, находящийся в вас, тьмою. Если свет, который есть в тебе, стал тьмою, то какова же тьма?
Верующий католик, протестант, православный на вопрос: зачем он живет так, как он живет, т. е. противно тому учению Христа бога, которое он исповедует? всегда вместо прямого ответа начинает
говорить о плачевном состоянии безверия нынешнего поколения,
о злых
людях, производящих безверие, и
о значении и будущности истинной церкви.
Средний
человек, огромное большинство полуверующих, полуневерующих цивилизованных
людей, тех, которые всегда без исключения жалуются на свою жизнь и на устройство нашей жизни и предвидят погибель всему, — этот средний
человек на вопрос: зачем он сам живет этой осуждаемой им жизнью и ничего не делает, чтобы улучшить ее? — всегда вместо прямого ответа начнет
говорить не
о себе, а
о чем-нибудь общем:
о правосудии,
о торговле,
о государстве,
о цивилизации.
Неточные совпадения
Стародум. Мне очень приятно быть знакому с
человеком ваших качеств. Дядя ваш мне
о вас
говорил. Он отдает вам всю справедливость. Особливые достоинствы…
И второе искушение кончилось. Опять воротился Евсеич к колокольне и вновь отдал миру подробный отчет. «Бригадир же, видя Евсеича
о правде безнуждно беседующего, убоялся его против прежнего не гораздо», — прибавляет летописец. Или,
говоря другими словами, Фердыщенко понял, что ежели
человек начинает издалека заводить речь
о правде, то это значит, что он сам не вполне уверен, точно ли его за эту правду не посекут.
Человек он был чувствительный, и когда
говорил о взаимных отношениях двух полов, то краснел.
— Конституция, доложу я вам, почтеннейшая моя Марфа Терентьевна, —
говорил он купчихе Распоповой, — вовсе не такое уж пугало, как
люди несмысленные
о сем полагают. Смысл каждой конституции таков: всякий в дому своем благополучно да почивает! Что же тут, спрашиваю я вас, сударыня моя, страшного или презорного? [Презорный — презирающий правила или законы.]
Так, например, при Негодяеве упоминается
о некоем дворянском сыне Ивашке Фарафонтьеве, который был посажен на цепь за то, что
говорил хульные слова, а слова те в том состояли, что"всем-де
людям в еде равная потреба настоит, и кто-де ест много, пускай делится с тем, кто ест мало"."И, сидя на цепи, Ивашка умре", — прибавляет летописец.