Неточные совпадения
Другие же, неверующие, свободные толкователи учения Христа, историки религий, — Штраусы, Ренаны и другие, — усвоив вполне церковное толкование о том, что учение Христа не
имеет никакого прямого приложения к
жизни, а есть мечтательное учение, утешающее слабоумных людей, пресерьезно говорят о том, что учение Христа годно было для проповедания диким обитателям захолустьев Галилеи, но нам, с нашей культурой, оно представляется только милою мечтою «du charmant docteur», [очаровательного учителя,] как говорит Ренан.
Когда я понял заповедь о непротивлении злу, мне представилось, что стихи эти должны
иметь такое же ясное, приложимое к
жизни значение, как и заповедь о непротивлении злу.
Церковное учение дало основной смысл
жизни людей в том, что человек
имеет право на блаженную
жизнь и что блаженство это достигается не усилиями человека, а чем-то внешним, и это миросозерцание и стало основой всей нашей науки и философии.
Религиозные и философские учения всех народов, за исключением философских учений псевдо-христианского мира, все, которые мы знаем: иудаизм, конфуцианство, буддизм, браманизм, греческая мудрость, — все учения
имеют целью устройство
жизни людской и уяснение людям того, как каждый должен стремиться к тому, чтобы быть и жить лучше.
«Если я один среди мира людей, не исполняющих учение Христа, — говорят обыкновенно, — стану исполнять его, буду отдавать то, что
имею, буду подставлять щеку, не защищаясь, буду даже не соглашаться на то, чтобы идти присягать и воевать, меня оберут, и если я не умру с голода, меня изобьют до смерти, и если не изобьют, то посадят в тюрьму или расстреляют, и я напрасно погублю всё счастье своей
жизни и всю свою
жизнь».
Можно, по выражению Паскаля, не думать об этом, нести перед собой ширмочки, которые бы скрывали от взгляда ту пропасть смерти, к которой мы все бежим; но стоит подумать о том, что такое одинокая личная
жизнь человека, чтобы убедиться в том, что вся
жизнь эта, если она есть только личная
жизнь, не
имеет для каждого отдельного человека не только никакого смысла, но что она есть злая насмешка над сердцем, над разумом человека и над всем тем, что есть хорошего в человеке.
Смерть, смерть, смерть каждую секунду ждет вас.
Жизнь ваша всегда совершается в виду смерти. Если вы трудитесь лично для себя в будущем, то вы сами знаете, что в будущем для вас одно — смерть. И эта смерть разрушает всё то, для чего вы трудились. Стало быть,
жизнь для себя не может
иметь никакого смысла. Если есть
жизнь разумная, то она должна быть какая-нибудь другая, т. е. такая, цель которой не в
жизни для себя в будущем. Чтобы жить разумно, надо жить так, чтобы смерть не могла разрушить
жизни.
И из этого ложного представления вытекает ряд безумных и жестоких поступков этих людей, кончающийся их изгнанием, исключением из
жизни; точно так же мы вообразили себе, что
жизнь каждого из нас есть наша личная собственность, что мы
имеем право на нее и можем пользоваться ею, как хотим, ни перед кем не
имея никаких обязательств.
По учению евреев, человек есть человек точно такой, какой он есть, т. е. смертный.
Жизнь есть в нем только как
жизнь, продолжающаяся из рода в род в народе. Один только народ, по учению евреев,
имеет в себе возможность
жизни. Когда бог говорит: будете жить и не умрете, то он говорит это народу. Вдунутая в человека богом
жизнь есть смертная для каждого отдельного человека, но
жизнь эта продолжается из поколения в поколение, если люди исполняют завет с богом, т. е. условия, положенные для этого богом.
Но положим, что слова Христа о страшном суде и совершении века и другие слова из Евангелия Иоанна
имеют значение обещания загробной
жизни для душ умерших людей, все-таки несомненно и то, что учение его о свете
жизни, о царстве бога
имеет и то доступное его слушателям и нам теперь значение, что
жизнь истинная есть только
жизнь сына человеческого по воле отца. Это тем легче допустить, что учение о
жизни истинной по воле отца
жизни включает в себя понятие о бессмертии и
жизни за гробом.
Я умру так же, как и все, так же, как и не исполняющие учения; но моя
жизнь и смерть будут
иметь смысл и для меня и для всех.
Если человек
имеет ту δόξα, что важнее всего его личность, то он будет считать, что его личное благо есть самое главное и желательное в
жизни и, смотря по тому, в чем он будет полагать это благо, — в приобретении ли именья, в знатности ли, в славе, в удовлетворении ли похоти и пр., — у него будет соответственная этому взгляду вера, и все поступки его будут всегда сообразны с нею.
Они пришли на работу с своим ложным учением о том, что они
имеют право на свою
жизнь и на свой труд и что поэтому труд их должен быть вознагражден.
И потому люди, имеющие такое же, как эти работники, превратное понятие о
жизни, не могут
иметь правильной и истинной веры.
Для того, чтобы
иметь веру, не нужно никаких обещаний наград. Нужно понять, что единственное спасение от неизбежной погибели
жизни есть
жизнь общая по воле хозяина. Всякий, понявший это, не будет искать утверждения, а будет спасаться без всяких увещаний.
И нет ни одного, который бы,
имея 500, добровольно перешел на
жизнь того, у которого 400.
Многие из них — почти все женщины — доживают до старости, раз или два в
жизни увидав восход солнца и утро и никогда не видав полей и лесов иначе, как из коляски или из вагона, и не только не посеяв и не посадив чего-нибудь, не вскормив и не воспитав коровы, лошади, курицы, но не
имея даже понятия о том, как родятся, растут и живут животные.
Учение Христа
имеет глубокий метафизический смысл; учение Христа
имеет общечеловеческий смысл; учение Христа
имеет и самый простой, ясный, практический смысл для
жизни каждого отдельного человека. Этот смысл можно выразить так: Христос учит людей не делать глупостей. В этом состоит самый простой, всем доступный смысл учения Христа.
Разница между учением Христа и учением нашего мира о труде — в том, что по учению мира работа есть особенная заслуга человека, в которой он считается с другими и предполагает, что
имеет право на большее пропитание, чем больше его работа; по учению же Христа: работа — труд есть необходимое условие
жизни человека, а пропитание есть неизбежное последствие его.
По учению Христа каждый отдельный человек независимо от того, каков мир, будет
иметь наилучшую
жизнь, если он поймет свое призвание — не требовать труда от других, а самому всю
жизнь свою полагать на труд для других,
жизнь свою отдавать, как выкуп за многих.
Метафизическое объяснение учения
имеет значение, когда есть то учение
жизни, которое оно объясняет.
Мало того, что
жизнь вся эманципировалась от церкви,
жизнь эта не
имеет другого отношения к церкви, кроме презрения, пока церковь не вмешивается в дела
жизни, и ничего, кроме ненависти, как только церковь пытается напомнить ей свои прежние права.
Вместо ответа о себе он говорит об общем состоянии человечества и о церкви, словно его собственная
жизнь не
имеет для него никакого значения, а он занят только спасением всего человечества и тем, что он называет церковью.
Учение Христа, как религия, определяющая
жизнь и дающая объяснение
жизни людей, стоит теперь так же, как оно 1800 лет тому назад стояло перед миром. Но прежде у мира были объяснения церкви, которые, заслоняя от него учение, все-таки казались ему достаточными для его старой
жизни; а теперь настало время, что церковь отжила, и мир не
имеет никаких объяснений своей новой
жизни и не может не чувствовать своей беспомощности, а потому и не может теперь не принять учения Христа.