Неточные совпадения
Князь Андрей, постоянно находясь при главнокомандующем, следя за
движениями масс и общими распоряжениями и постоянно занимаясь
историческими описаниями сражений, и в этом предстоящем деле невольно соображал будущий ход военных действий только в общих чертах.
Как в часах результат сложного
движения бесчисленных различных колес и блоков есть только медленное и уравномеренное
движение стрелки, указывающей время, так и результатом всех сложных человеческих
движений этих 160 000 русских и французов — всех страстей, желаний, раскаяний, унижений, страданий, порывов гордости, страха, восторга этих людей — был только проигрыш Аустерлицкого сражения, так называемого сражения трех императоров, т. е. медленное передвижение всемирно-исторической стрелки на циферблате истории человечества.
Историческая наука в
движении своем постоянно принимает всё меньшие и меньшие единицы для рассмотрения и этим путем стремится приблизиться к истине. Но как ни мелки единицы, которые принимает история, мы чувствуем, что допущение единицы, отделенной от другой, допущение начала какого-нибудь явления и допущение того, что произволы всех людей выражаются в действиях одного
исторического лица, ложны сами в себе.
Прошло семь лет после 12-го года. Взволнованное
историческое море Европы улеглось в свои бepeгà. Оно казалось затихшим; но таинственные силы, двигающие человечество (таинственные потому, что законы, определяющие их
движение, неизвестны нам) продолжали свое действие.
Несмотря на то, что поверхность
исторического моря казалась неподвижною, так же непрерывно, как
движение времени, двигалось человечество. Слагались, разлагались различные группы людских сцеплений; подготовлялись причины образования и разложения государств, перемещений народов.
Историческое море, не направлялось как прежде, порывами от одного берега к другому: оно бурлило в глубине.
Исторические лица не носились как прежде, волнами от одного бèpeгa к другому; теперь они, казалось, кружились на одном месте.
Исторические лица, прежде во главе войск отражавшие
движение масс приказаниями войн, походов, сражений, теперь отражали бурлившее
движение политическими и дипломатическими соображениями, законами, трактатами…
И еще более осталось непонятно прекращение этого
движения тогда, когда ясно поставлена была
историческими деятелями разумная, святая цель походов — освобождение Иерусалима.
«Если беспрестанно переменяются стоящие во главе животныя и беспрестанно переменяются направления всего стада, то это происходит от того, что для достижения того направления, которое нам известно, животные передают свои воли тем животным, которые нам заметны, поэтому для того чтоб изучать
движение стàда, надо наблюдать всех заметных нам животных, идущих со всех сторон стàда». Так говорят историки третьего разряда, признающие выражениями своего времени все
исторические лица, от монархов до журналистов.
С одной стороны, рассуждение показывает, что выражение воли человека — его словà суть только часть общей деятельности, выражающейся в событии, как, например, в войне или революции; и потому без признания непонятной, сверхъестественной силы — чуда, нельзя допустить, чтобы словà могли быть непосредственною причиной
движения миллионов; с другой стороны, если даже допустить, что словà могут быть причиной события, то история показывает, что выражения воли
исторических лиц во многих случаях не производят никакого действия, т. е., что приказания их часто не только не исполняются, но что иногда происходит даже совершенно обратное тому, что ими приказано.
То же самое мы увидим, следя момент за моментом, за
движением исторических лиц (т. е. восстановляя необходимое условие всего совершающегося — условие непрерывности
движения во времени) и не упуская из виду необходимой связи
исторических лиц с массами.
Для истории признание свободы людей как силы, могущей влиять на
исторические события, т. е. не подчиненной законам, есть то же, чтó для астрономии признание свободной силы
движения небесных сил.
Признание это уничтожает возможность существования законов, т. е. какого бы то ни было знания. Если существует хоть одно свободно двигающееся тело, то не существует более законов Келлера и Ньютона и не существует более никакого представления о
движении небесных тел. Если существует один свободный поступок человека, то не существует ни одного
исторического закона и никакого представления об
исторических событиях.