Неточные совпадения
Люди — разумные существа и потому могут жить, руководясь
разумом, и неизбежно должны заменить насилие
свободным согласием. Всякое же насилие отдаляет это время.
Но в таком случае они возбуждают против себя справедливое подозрение и не могут рассчитывать на непритворное уважение, потому что
разум относится с уважением только к тому, что в состоянии выдержать его
свободное и всенародное испытание.
Помни, что разумение твое, имея свойство жизни в самом себе, делает тебя
свободным, если ты не подгибаешь его служению плоти. Душа человека, просвещенная разумением,
свободная от страстей, затемняющих этот свет, есть настоящая твердыня, и нет прибежища для человека, которое было бы вернее и неприступнее для зла. Кто не знает этого, тот слеп, а кто, зная, не верит
разуму, тот истинно несчастен.
Все вас это спутает, потому что все, что ни выйдет из наших уст, или злосмрадное дыхание антихристово, или же хитросплетенные лукавства, уловляющие
свободный разум.
Неточные совпадения
Что за хаос! Прудон, освобождаясь от всего, кроме
разума, хотел остаться не только мужем вроде Синей Бороды, но и французским националистом — с литературным шовинизмом и безграничной родительской властью, а потому вслед за крепкой, полной сил мыслью
свободного человека слышится голос свирепого старика, диктующего свое завещание и хотящего теперь сохранить своим детям ветхую храмину, которую он подкапывал всю жизнь.
Я имею в виду прежде всего «просвещение» в более глубоком, кантовском смысле совершеннолетия и
свободной самодеятельности
разума.
— Да, — продолжал спокойно Иоанн, — боярин подлинно стар, но
разум его молод не по летам. Больно он любит шутить. Я тоже люблю шутить и в
свободное от дела и молитвы время я не прочь от веселья. Но с того дня, как умер шут мой Ногтев, некому потешать меня. Дружине, я вижу, это ремесло по сердцу; я же обещал не оставить его моею милостию, а потому жалую его моим первым шутом. Подать сюда кафтан Ногтева и надеть на боярина!
Чем менее чувствуют они действительной силы, чем сильнее поражает их влияние
свободного, здравого смысла, доказывающее им, что они лишены всякой разумной опоры, тем наглее и безумнее отражают они всякие требования
разума, ставя себя и свой произвол на их место.
Но человек призван не в одну логику — а еще в мир социально-исторический, нравственно
свободный и положительно-деятельный; у него не одна способность отрешающегося пониманья, но и воля, которую можно назвать
разумом положительным,
разумом творящим; человек не может отказаться от участия в человеческом деянии, совершающемся около него; он должен действовать в своем месте, в своем времени — в этом его всемирное призвание, это его conditio sine qua non.