Цитаты со словом «трагический»
Область
поиска
по произведению «Эстетические отношения искусства к действительности» (Чернышевский Н. Г., 1855)искать по всей классике
Область
поиска
«Эстетические отношения искусства к действительности» (Чернышевский Н. Г., 1855)по всей классике
Но, говоря о возвышенном, до сих пор мы не касались
трагического, которое обыкновенно признают высшим, глубочайшим родом возвышенного.
Господствующие ныне в науке понятия о
трагическом играют очень важную роль не только в эстетике, но и во многих других науках (напр., в истории), даже сливаются с обиходными понятиями о жизни. Поэтому я считаю неизлишним довольно подробно изложить их, чтобы дать основание своей критике. В изложении буду я строго следовать Фишеру, которого эстетика ныне считается наилучшею в Германии.
Все это движение называется судьбою, или «
трагическим».
Трагическое бывает различных родов.
В
трагическом простой вины (die einfache Schuld) возможность вины переходит в действительную вину.
Наконец, высшая форма
трагического — трагическое нравственного столкновения.
Прекрасно весь этот ход
трагического развивается в «Юлии Цезаре» Шекспира...
Из этого изложения видно, что понятие
трагического в немецкой эстетике соединяется с понятием судьбы, так что трагическая участь человека представляется обыкновенно как «столкновение человека с судьбою», как следствие «вмешательства судьбы».
Что касается позднейших превращений этого основного воззрения под влиянием понятий о мире, доставленных наукою, эти видоизменения мы считаем лишним исчислять и еще менее находим нужды подвергать их особенной критике, потому что все они, подобно понятию новейших эстетиков о
трагическом, представляясь следствием стремления согласить непримиримое — фантастические представления полудикого и научные понятия, — страждут такою же несостоятельностью, как и понятие новейших эстетиков о трагическом: различие только то, что натянутость соединения противоположных начал в предшествующих попытках сближения была очевиднее, нежели в понятии о трагическом, которое составлено с чрезвычайным диалектическим глубокомыслием.
Поэтому не считаем за нужное излагать все эти искаженные понятия о судьбе, считая достаточным показать, как угловато виднеется первоначальная основа даже из-под последней и искуснейшей диалектической одежды, которою облеклась она в господствующем ныне эстетическом воззрении на
трагическое.
А между тем все представленное нами изложение понятий о
трагическом в немецкой эстетике есть только опыт привести понятие о судьбе в согласие с понятиями современной науки.
Это введение понятия о судьбе в науку посредством эстетического воззрения на сущность
трагического было сделано с чрезвычайным глубокомыслием, свидетельствующим о великой силе умов, трудившихся над примирением чуждых науке воззрений на жизнь с понятиями науки; но эта глубокомысленная попытка служит решительным доказательством того, что подобные стремления никогда не могут быть успешны: наука может только объяснить происхождение фантастических мнений полудикого человека, но не примирить их с истиною.
Но посмотрим, как они отразились в эстетической теории
трагического.
Она говорит: «свободное действие человека возмущает естественный ход природы; природа и ее законы восстают против оскорбителя своих прав; следствием этого бывают страдание и погибель действующего лица, если действие было так могущественно, что вызванное им противодействие было серьезно: потому все великое подлежит
трагической участи».
Где же необходимость
трагического в природе?
Трагическое в борьбе с природою — случайность.
Крез, Помпеи, Юлий Цезарь имели
трагическую судьбу; но Нума Помпилий, Марий, Сул-ла, Август окончили свое поприще очень счастливо.
Что можно найти
трагического в судьбе Карла Великого, Петра Великого, Фридриха II, в жизни Лютера, Вольтера [самого Гегеля?].
Но продолжаем наш обзор и от общего понятия о
трагическом переходим к трагическому «простой вины».
Другой род
трагического — трагическое нравственного столкновения — эстетика выводит из той же мысли, только взятой наоборот: в трагическом простой вины основанием трагической судьбы считают мнимую истину, что каждое бедствие, и особенно величайшее из бедствий — погибель, есть следствие преступления; в трагическом нравственного столкновения [основываются эстетики гегелевской школы на] мысли, что за преступлением всегда следует наказание преступника или погибелью или мучениями его собственной совести.
Потому нельзя не сказать, что
трагическое не всегда пробуждает в нас идею необходимости и что вовсе не в идее необходимости основание действия его на человека и сущность его.
В чем же сущность
трагического?
Трагическое есть страдание или погибель человека — этого совершенно достаточно, чтобы исполнить нас ужасом и состраданием, хотя бы в этом страдании, в этой погибели и не проявлялась никакая «бесконечно могущественная и неотразимая сила».
В поэзии автор считает необходимою обязанностью «выводить развязку из самой завязки»; в жизни развязка часто совершенно случайна, и
трагическая участь может быть совершенно случайною, не переставая быть трагическою.
кажется, будет совершенно полным определением
трагического в жизни и в искусстве.
Сколько ежедневно бывает истинно
трагических или драматических событий!
В действительности очень часто мелкие по характеру люди являются двигателями
трагических, драматических и т. д. событий; ничтожный повеса, в сущности даже вовсе не дурной человек, может наделать много ужасных дел; человек, которого нисколько нельзя назвать дурным, может погубить счастие многих людей и наделать несчастий гораздо более, нежели Яго или Мефистофель.
Трагическая сцена совершается передо мною в действительности — тогда мне не до того, чтобы вспоминать о себе; но я читаю в романе эпизод о погибели человека — и в моей памяти ясно или смутно воскресают все опасности, в которых я был сам, все случаи погибели близких ко мне людей.
Что драматическая поэзия изображает не одно
трагическое или комическое, доказывается тем, что, кроме комедии и трагедии, должна была явиться драма.
Прекрасное,
трагическое, комическое — только три наиболее определенных элемента из тысячи элементов, от которых зависит интерес жизни и перечислить которые значило бы перечислить все чувства, все стремления, от которых может волноваться сердце человека.
После такого решения надобно было исследовать понятия возвышенного и
трагического, которые, по обыкновенному определению прекрасного, подходят под него, как моменты, и надобно было признать, что возвышенное и прекрасное — не подчиненные друг другу предметы искусства.
6)
Трагическое не имеет существенной связи с идеею судьбы или необходимости. В действительной жизни трагическое большею частью случайно, не вытекает из сущности предшествующих моментов. Форма необходимости, в которую облекается оно искусством, — следствие обыкновенного принципа произведений искусства: «развязка должна вытекать из завязки», или неуместное подчинение поэта понятиям о судьбе.
7)
Трагическое по понятиям нового европейского образования есть «ужасное в жизни человека».
8) Возвышенное (и момент его,
трагическое) не есть видоизменение прекрасного; идеи возвышенного и прекрасного совершенно различны между собою; между ними нет ни внутренней связи, ни внутренней противоположности.
13) Создания искусства ниже прекрасного в действительности не только потому, что впечатление, производимое действительностью, живее впечатления, производимого созданиями искусства: создания искусства ниже прекрасного (точно так же, как ниже возвышенного,
трагического, комического) в действительности и с эстетической точки зрения.
Цитаты из русской классики со словом «трагический»
Трагические конфликты Антигоны и Креона все-таки связаны с социальным строем и социальными предрассудками, так же как и
трагическое положение Ромео и Джульетты, драма Тристана и Изольды.
«Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение, Островского; взаимные отношения самодурства, и безгласности доведены в ней до самых
трагических последствий; и при всем том большая часть читавших и видевших эту пьесу соглашается, что она производит впечатление менее тяжкое и грустное, нежели другие пьесы Островского (не говоря, разумеется, об его этюдах чисто комического характера).
Но
трагический опыт ужасающей комедии истории подготовляет совершенно новую эпоху в судьбах человека.
Его судьба, его мука, его гибель, его
трагические противоречия — вот исключительный предмет его интереса.
В сущности, впрочем, это одно и то же, потому что бывают такие жестокие шутовства, которые далеко оставляют за собой коллизии самые
трагические.
Ассоциации к слову «трагический»
Синонимы к слову «трагический»
Предложения со словом «трагический»
- Далее по сюжету он разбирается с этими необычными последствиями трагических событий, пытается спасти свою возлюбленную, а также добиться справедливости.
- Скажем, история о трагической гибели героя и его воскрешения.
- Горят синагоги, и открывается первая страница трагической истории, в которой евреи были объявлены вне закона, обложены специальными налогами и отправлены в изгнание.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «трагический»
Что (кто) бывает «трагическим»
Значение слова «трагический»
Афоризмы русских писателей со словом «трагический»
Дополнительно