Совершенно другой смысл имеет другое выражение, которое выставляют за тожественное с первым: «прекрасное
есть единство идеи и образа, полное слияние идеи с образом»; это выражение говорит о действительно существенном признаке — только не идеи прекрасного вообще, а того, что называется «мастерским произведением», или художественным произведением искусства: прекрасно будет произведение искусства действительно только тогда, когда художник передал в произведении своем все то, что хотел передать.
Неточные совпадения
И в самом развитии идеи прекрасного слово «жизнь» очень часто попадается у Гегеля, так] что, наконец, можно спросить,
есть ли существенное различие между нашим определением «прекрасное
есть жизнь» и [между определением его: ] «прекрасное
есть полное
единство идеи и образа»?
[По гегелевской системе] чистое
единство идеи и образа
есть то, что называется собственно прекрасным; но не всегда бывает равновесие между образом и идеею; иногда идея берет перевес над образом и, являясь нам в своей всеобщности, бесконечности, переносит нас в область абсолютной идеи, в область бесконечного — это называется возвышенным (das Erhabene); иногда образ подавляет, искажает идею — это называется комическим (das Komische).
Это оскорбление
есть вина (die Schuld) и отзывается в субъекте тем, что, связанный узами
единства, внешний мир весь как одно целое взволновывается действием субъекта и чрез это отдельный поступок субъекта влечет за собою необозримый и непредусмотримый ряд последствий, в которых субъект уже не узнает своего поступка и своей воли; тем не менее он должен признавать необходимую связь всех этих последующих явлений со своим поступком и чувствовать себя в ответственности за них.
Итак, 1) прекрасное как
единство идеи и образа вовсе не характеристическая особенность искусства в том смысле, какой придается этому слову эстетикою; 2) «
единство идеи и образа» определяет одну формальную сторону искусства, нисколько не относясь к его содержанию; оно говорит о том, как должно
быть исполнено, а не о том, что исполняется.
Живопись, скульптура и музыка достигают; поэзия не всегда может и не всегда должна слишком заботиться о пластичности подробностей: довольно и того, когда вообще, в целом, произведение поэзии пластично; излишние хлопоты о пластической отделке подробностей могут повредить
единству целого, слишком рельефно очертив его части, и, что еще важнее,
будут отвлекать внимание художника от существеннейших сторон его дела.)
15) Совершенство формы (
единство идеи и формы) не составляет характеристической черты искусства в эстетическом смысле слова (изящных искусств); прекрасное как
единство идеи и образа, или как полное осуществление идеи,
есть цель стремления искусства в обширнейшем смысле слова или «уменья», цель всякой практической деятельности человека.
— В драме
есть единство, — заговорил критик, заламывая еще более назад свою голову. — Единство времени, места и действия, — дообъяснил он.
Нас одинаково неприятно поражает, если есть неизменное в человеке и нет изменения и если есть изменение и нет неизменного, если
есть единство и нет многообразия и если есть многообразие, но нет единства.
Неточные совпадения
— Во множестве
единства не бывает, не
будет! Никогда. Напрасно загоняете в грех.
«Да, что-то
будет, — подумал Самгин. — Война? Едва ли. Но — лучше война. Создалось бы
единство настроения. Расширятся права Думы».
Клим Иванович Самгин легко и утешительно думал не об искусстве, но о жизни, сквозь которую он шел ничего не теряя, а, напротив, все более приобретая уверенность, что его путь не только правилен, но и героичен, но не умел или не хотел — может
быть, даже опасался — вскрывать внутренний смысл фактов, искать в них
единства.
Нельзя
было Китаю жить долее, как он жил до сих пор. Он не шел, не двигался, а только конвульсивно дышал, пав под бременем своего истощения. Нет
единства и целости, нет условий органической государственной жизни, необходимой для движения такого огромного целого. Политическое начало не скрепляет народа в одно нераздельное тело, присутствие религии не согревает тела внутри.
Национальность и борьба за ее бытие и развитие не означает раздора в человечестве и с человечеством и не может
быть в принципе связываема с несовершенным, не пришедшим к единому состоянием человечества, подлежащим исчезновению при наступлении совершенного
единства.