Первая задача истории — воспроизвести жизнь; вторая, исполняемая не всеми историками, — объяснить ее; не заботясь о второй задаче, историк остается простым летописцем, и его произведение — только материал для
настоящего историка или чтение для удовлетворения любопытства; думая о второй задаче, историк становится мыслителем, и его творение приобретает чрез это научное достоинство.
Неточные совпадения
После всего этого трудно не сказать, что в действительности есть много событий, которые надобно только знать, понять и уметь рассказать, чтоб они в чисто прозаическом рассказе
историка, писателя мемуаров или собирателя анекдотов отличались от
настоящих «поэтических произведений» только меньшим объемом, меньшим развитием сцен, описаний и тому подобных подробностей.
Неточные совпадения
Мало, что из круга своего ни с кем не видится, даже с родными-то своими со всеми разошелся, и все, знаете, с учеными любит беседовать, и не то что с
настоящими учеными — с каким-нибудь ректором университета или ректором семинарии, с архиереем каким-нибудь ученым, с
историком каким-нибудь или математиком, а так, знаете, с вольнодумцами разными; обедами их все прежде, бывало, угощал.
Составлять великие, гениальные проекты задним числом вовсе не трудно для
историка; но нужно, чтобы они имели положительное, фактическое основание; а этого-то и нет в
настоящем случае.
Для прежних
историков это был вопрос крайне трудный: они не могли себе представить, чтобы
настоящее, порядочное образование Петра началось только на семнадцатом году его жизни.
Он считал себя
настоящей европейской известностью с тех пор, как в"Figaro"его назвали"l'éminent historien russe" [известный русский
историк (фр.).].
Одни
историки, не понимая, в простоте душевной, вопроса о значении власти, те самые частные и биографические
историки, о которых было говорено выше, признают как будто, что совокупность воль масс переносится на исторические лица безусловно, и потому, описывая какую-нибудь одну власть, эти
историки предполагают, что эта самая власть есть одна абсолютная и
настоящая, а что всякая другая сила, противодействующая этой
настоящей власти, есть не власть, а нарушение власти, — насилие.