Цитаты из русской классики со словом «Утопия»
— Там, — злобно блестя глазами и иронически улыбаясь, говорил Николай Левин, — там, по крайней мере, есть прелесть, как бы сказать, геометрическая — ясности, несомненности. Может быть, это
утопия. Но допустим, что можно сделать изо всего прошедшего tabula rasa: [чистую доску, т. е. стереть всё прошлое] нет собственности, нет — семьи, то и труд устрояется. Но у тебя ничего нет…
И выходит в результате, что всё на одну только кладку кирпичиков да на расположение коридоров и комнат в фаланстере [Фаланстеры — дворцы-общежития, о которых мечтал в своей
утопии Ш. Фурье, французский социалист-утопист.] свели! фаланстера-то и готова, да натура-то у вас для фаланстеры еще не готова, жизни хочет, жизненного процесса еще не завершила, рано на кладбище!
— Классовая борьба — не
утопия, если у одного собственный дом, а у другого только туберкулез.
— Я не знаю, в каком смысле вы сказали про масонство, — ответил он, — впрочем, если даже русский князь отрекается от такой идеи, то, разумеется, еще не наступило ей время. Идея чести и просвещения, как завет всякого, кто хочет присоединиться к сословию, незамкнутому и обновляемому беспрерывно, — конечно
утопия, но почему же невозможная? Если живет эта мысль хотя лишь в немногих головах, то она еще не погибла, а светит, как огненная точка в глубокой тьме.
Социальная
утопия Маркса, не менее чем Фурье, заключает в себе идею совершенного, гармонического состояния общества, т. е. веру в то, что таким может быть царство Кесаря.
Для нас сен-симонизм был откровением, для него — безумием, пустой
утопией, мешающей гражданскому развитию.
Но то, что можно было бы назвать прекраснодушной, оптимистической анархической
утопией, мне чуждо.
Утопия обозначает только целостный, тоталитарный идеал, предельное совершенство.
Позитивисты, исповедующие социальные
утопии, ждут страшного суда над злом прошлого, ждут окончательного торжества правды на земле, но смешивают правду Божью с правдой человеческой, суд Божий с судом человеческим, чаяния Христа-Мессии с чаяниями Антихриста, земного бога.
[Только реформы и никаких
утопий (франц.).]
— Когда она прекратится — никто тебе не скажет. Может быть, тогда, когда осуществятся прекрасные
утопии социалистов и анархистов, когда земля станет общей и ничьей, когда любовь будет абсолютно свободна и подчинена только своим неограниченным желаниям, а человечество сольется в одну счастливую семью, где пропадет различие между твоим и моим, и наступит рай на земле, и человек опять станет нагим, блаженным и безгрешным. Вот разве тогда…
— Ну, нет, брат, это
утопия! — заключил Живин и встал.
[Дорогой мой, я скажу вам откровенно, что все это —
утопии (франц.).]
По временам они вступали на почву высших общечеловеческих интересов, спорили о различных
утопиях, которые излагал Семигоров, и, к удивлению, Ольга на этой почве опозналась гораздо быстрее и даже почувствовала себя тверже своего учителя.
Ради него созидаются религии, философские системы,
утопии; ради него самоотвергаются те исключительные натуры, которые носят в себе зиждительное начало истории.
Но то-то вот и есть, что все это
утопия. Иван Иваныч говорит: не заблуждайся! Семен Иваныч скажет: не воруй! а Петр Иваныч: не прелюбодействуй! Кого тут слушать! Этак все-то начнут говорить — и конца-краю разговорам не будет! И вдруг выскочит из-за угла Держиморда и крикнет: это еще что за пропаганды такие!
Человек древнего мира мог считать себя вправе пользоваться благами мира сего в ущерб другим людям, заставляя их страдать поколениями, потому что он верил, что люди рождаются разной породы, черной и белой кости, Яфетова и Хамова отродья. Величайшие мудрецы мира, учители человечества Платон, Аристотель не только оправдывали существование рабов и доказывали законность этого, но даже три века тому назад люди, писавшие о воображаемом обществе будущего,
утопии, не могли представить себе его без рабов.
— Ты сказал — я не поняла — как это? Я спросила: «Если все это
утопии, по-твоему, если это невозможно… мечты… то что же делать человеку, которого не удовлетворяет жизнь?»
А то, что он говорит, о том приходится выводить из его идей, что это
утопии, что это неприложимо и не может держаться при всех других условиях общества и гражданственности.
Анна Юрьевна простодушно полагала, что
утопиею называется всякая ложь, всякий вздор.
Разумеется, Петр Иваныч ответит на эти вопросы: они, канальи,
утопии там выдумывают! — но ответ этот едва ли будет искренен.
После беседы с ним я невольно подумал: а что, если действительно миллионы русских людей только потому терпят тягостные муки революции, что лелеют в глубине души надежду освободиться от труда? Минимум труда — максимум наслаждения, это очень заманчиво и увлекает, как все неосуществимое, как всякая
утопия.
Живучесть роли Чацкого состоит не в новизне неизвестных идей, блестящих гипотез, горячих и дерзких
утопий или даже истин en herbe [В зародыше (франц.).]: у него нет отвлеченностей. Провозвестники новой зари, или фанатики, или просто вестовщики — все эти передовые курьеры неизвестного будущего являются и — по естественному ходу общественного развития — должны являться, но их роли и физиономии до бесконечности разнообразны.
Разумеется, высказаны были мнения, что равенство образования всех сословий в государстве есть
утопия; что для высших знаний (как, например, знание законов, истории и т. п.) есть «некоторое количество людей, занимающих в организации государства известное место и значение» («Земледельческая газета», №№ 15, 44, 45).
Книг он не читает [, не только запрещенных, а и] вовсе никаких [(а ведь известно, что все это вольнодумство не от чего другого, как от книг происходит)]; с литераторами не знаком; дела у него довольно, так что
утопий сочинять и недосуг…
Странные
утопии строит неопытный юноша, отыскивая свое счастье, воображая золотой век и патриархальные, невинные нравы, — и вот является идиллия со всеми своими видоизменениями и очаровывает молодые чувства картинами воображаемой чистоты и невинности…
Не отрывайтесь только от родной почвы и не ищите его в заоблачных сферах, в теоретических
утопиях; сама жизнь, но только не такая, как здесь теперь, а простая, трезвая жизнь приведет живого человека к живому и трезвому делу.
Но само собою разумеется, антилогизм есть логическая
утопия, нечто невозможное для человеческого духа, просвещенного светом логоса, неосуществимое для мышления задание: рассуждать так, как будто бы Бога, опознанного «практическим разумом», совсем не существовало для теоретического.
«У нее нет ничего, — решил, глядя на нее, Подозеров. — Она не обрежет волос, не забредит коммуной, не откроет швейной: все это для нее пустяки и
утопия; но она и не склонит колена у алтаря и не помирится со скромною ролью простой, доброй семьянинки. К чему ей прилепиться и чем ей стать? Ей нечем жить, ей не к чему стремиться, а между тем девичья пора уходит, и особенно теперь, после огласки этой гнусной истории, не сладко ей, бедняжке!»
В русской революции победили коммунисты, а не социал-демократы, социалисты-революционеры или просто демократы, и они пытались осуществить
утопию Маркса, совершенного коммунистического строя.
В человеке глубоко заложено воспоминание об утерянном рае, о золотом веке, чувство вины и греха и мечта о возвращении в рай, о Царстве Божьем, которое иногда принимает форму
утопии земного рая.
Он строил теократическую
утопию, которая есть отрицание старого мира, отрицание государства и буржуазного хозяйства.
«Ага, значит, она толстовка! Ну, ничего: я всякие
утопии ненавижу, но прислуге вперять непротивление злу, по-моему, даже прекрасно. Давайте мне вашу непротивленку! Я ее буду отпускать к моленью. Где они собираются молиться? Или они совсем не молятся?»
Марксизм не есть социальная
утопия, социально он осуществим, марксизм есть духовная утопия.
Тут уже определяется глубокая вражда Достоевского к социализму, к Хрустальному Дворцу, к
утопии земного рая.
Общественность есть явление космической жизни, она связана со всем космосом тысячами таинственных нитей, космические энергии вечно врываются во всякую общественность, мнящую себя замкнутой системой, и опрокидывают все
утопии социального рая.
Но
утопии оказались гораздо более осуществимыми, чем казалось раньше.
— Социальная революция —
утопия авантюристов.
Но от искаженной
утопии всегда остается и что-нибудь положительное.
Парадоксально, можно было бы сказать, что свобода, свободная жизнь оказывается самой неосуществимой
утопией.
Миф революции, которым она движется, есть обыкновенно рациональный миф, он связан с верой в торжество социального разума, с рациональной
утопией.
Обыкновенно
утопией называют неосуществимое.
Утопии могут быть движущей силой и могут оказаться более реальными, чем более разумные и умеренные направления.
Но марксизм духовная
утопия, утопия совершенной рационализации всей человеческой жизни.
Космополитизм есть уродливое и неосуществимое выражение мечты об едином, братском и совершенном человечестве, подмена конкретно живого человечества отвлеченной
утопией.
Об
утопиях судили по изображению совершенного строя Томасом Мором, Кампанеллой, Кабэ и др., по фантазиям Фурье.
Это должны признать и те, которые не верят в
утопию и миф, столь необходимые для борьбы.
Кабэ, который считал себя христианским коммунистом, отрицал в
утопии совершенного строя свободу печати.
Утопия всегда тоталитарна, и тоталитаризм всегда утопичен в условиях нашего мира.
Целостность есть главный признак
утопии.
Неточные совпадения
— И утопия-то у тебя обломовская, — возразил Штольц.
Твердя о конкретности, он разумеет совсем не конкретность, а разрозненность, а потому все, что имеет вид обобщения, что напоминает об отношении и связи, — все это уже не подходит под его понятие о конкретности и сваливается в одну кучу, которой дается название"
утопия".
Ассоциации к слову «утопия»
Синонимы к слову «утопия»
Предложения со словом «утопия»
- Социальные утопии показались ему несбыточными, не по душе пришлись.
- О завершением коллективизации китайское руководство сочло, что коммунистическая утопия близка к воплощению, осталось только убедить в этом крестьянство.
- Идея социалистической утопии была неопасной, пока рос уровень жизни и общественное богатство распределялось всё более справедливо.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «утопия»
Значение слова «утопия»
УТО́ПИЯ, -и, ж. 1. Изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова УТОПИЯ
Афоризмы русских писателей со словом «утопия»
- Любая утопия, будь она хорошая или плохая, непременно порождает мерзкие методы, потому что утопия неосуществима в принципе. Пытающиеся ее реализовать сталкиваются с невозможностью это сделать — и неизбежно применяют силу.
- Но всякая утопия тем и сильна, что, словно бессмертный чертополох, заваленная в одном месте, она может вынырнуть совершенно в другом.
- Все возвышенные, святые, чистые и т.д. идеалы суть не что иное, как зародыши идей, а идеи, в свою очередь, суть предтечи правил, обращающихся в житейские практические начала! А если еще эта утопия об общем человечестве никогда не состоится, а будут бесконечно одни народы сменять других — и все про себя и у себя работать для себя и для человечества вместе — и так до конца века?
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно