Цитаты из русской классики со словом «еси»
«Ты бо изначала создал
еси мужеский пол и женский, — читал священник вслед за переменой колец, — и от Тебе сочетавается мужу жена, в помощь и в восприятие рода человеча. Сам убо, Господи Боже наш, пославый истину на наследие Твое и обетование Твое, на рабы Твоя отцы наша, в коемждо роде и роде, избранныя Твоя: призри на раба Твоего Константина и на рабу Твою Екатерину и утверди обручение их в вере, и единомыслии, и истине, и любви»….
— Здравствуй, Клим. Ты
еси Клим, и ты — сам? Каждый есть — сам, каждая — сама. Не-ет, меня не соблазнишь… нет!
Может, вспоминая сей день великий, не забудешь и слов моих, ради сердечного тебе напутствия данных, ибо млад
еси, а соблазны в мире тяжелые и не твоим силам вынести их.
— Дивны дела твоя, Господи! вся премудростию сотворил
еси! — отзывается голос с мужского конца стола.
— Столб
еси, и столб получаешь. И стой столбом до конца класса!.. — грозно изрекает Радомирецкий. В журнал влетает единица. Ученик становится у стены, вытянув руки и по возможности уподобляясь столбу.
— Ну, говори, пожалуйста: «Отче наш, иже
еси…»
— Погибели на вас нет… на проклятых… чтоб вас всех передушила хвороба… Ох, господи! Господи ты боже мой! Вскую мя оставил
еси… — сказал он вдруг совершенно другим голосом, в котором слышалось отчаяние исстрадавшегося и глубоко измученного человека.
На сие возразил Бен Газас: дотоле обесстудил
еси чело свое на учителя, да извергающего присматривал?
— Вот ты и осудил меня, а как в писании сказано: «Ты кто
еси судий чуждему рабу: своему господеви стоишь или падаешь…» Так-то, родимые мои! Осудить-то легко, а того вы не подумали, что к мирянину приставлен всего один бес, к попу — семь бесов, а к чернецу — все четырнадцать. Согрели бы вы меня лучше водочкой, чем непутевые речи заводить про наше иноческое житие.
— О! В самом деле переехал! Ну так ты, Митька, теперь холостой, — садись, брат. Наш
еси, воспляшем с нами.
«Сам един
еси бессмертный, сотворивый и создавый человека, земнии убо от земли создахомся и в землю туюжде пойдем, яко же повелел еси, создавый мя и рекий ми, яко земля еси и в землю отыдеши».
И взговорила она ко хозяину, прощаючись:"Кто же ты
еси, человече, что меня гладную воскормил, жаждущу воспоил, в дебрях блуждающу приютил?
«Благодарю тебя, боже мой, — начал он вслух, с глубоким вздохом, — яко насытил мя
еси небесных благ… что я! замололся язык-то: земных благ, — и не лиши меня небесного твоего царствия».
— Под куполом, — начал толковать Егор Егорыч Сусанне и оставшемуся тоже капитану, — как вы видите, всевидящее око с надписью: «illuxisti obscurum» — просветил
еси тьму! А над окном этим круг sine fine… без конца.
Что возговорит грозный царь:
«Ах вы гой
еси, князья мои и бояре!
Надевайте платье черное,
Собирайтеся ко заутрене,
Слушать по царевиче панихиду,
Я всех вас, бояре, в котле сварю...
— Камо пойду от Духа твоего и от лица твоего камо бежу? аще взыду на небо — тамо
еси, аще сниду во ад — тамо еси…
Пусть лучше будет празднен храм, я не смущуся сего: я изнесу на главе моей тело и кровь Господа моего в пустыню и там пред дикими камнями в затрапезной ризе запою: «Боже, суд Твой Цареви даждь и правду Твою сыну Цареву», да соблюдется до века Русь, ей же благодеял
еси!
— Благодарю тя, господи боже мой, яко не отринул мя
еси грешного, но общника мя быти святынь твоих сподобил…
— Сам врёшь, — отчетливо и горячо возражали ему, — там же сказано: «Понеже тепл
еси, а не студен еси, ниже горящ — имам ти изблевати из уст моих»… вот! Что, взял?..
— С одного краю — ничего не знаю, с другого — не понимаю! «Вся премудростью сотворил
еси», говорится…
— Явился
еси, с небеси, чёрт его унеси!
Рассказывая об этом, Александр Иванович прибавлял: «Снисшел
еси в присподняя земли».
И двенадцать тысяч человек обнажили головы. «Отче наш, иже
еси на небеси», — начала наша рота. Рядом тоже запели. Шестьдесят хоров, по двести человек в каждом, пели каждый сам по себе; выходили диссонансы, но молитва все-таки звучала трогательно и торжественно. Понемногу начали затихать хоры; наконец далеко, в батальоне, стоявшем на конце лагеря, последняя рота пропела: «но избави нас от лукавого». Коротко пробили барабаны.
— Богостроитель — это суть народушко! Неисчислимый мировой народ! Великомученик велий, чем все, церковью прославленные, — сей бо
еси бог, творяй чудеса! Народушко бессмертный, его же духу верую, его силу исповедую; он есть начало жизни единое и несомненное; он отец всех богов бывших и будущих!
Я и отпросился у маменьки к Николе, чтобы душу свою исцелить, а остальное все стало, как сваха Терентьевна сказывала. Подружился я с девицей Аленушкой, и позабыл я про все про истории; и как я на ней женился и пошел у нас в доме детский дух, так и маменька успокоилась, а я и о сю пору живу и все говорю: благословен
еси, Господи!
— Ничего не поделаешь, батенька. Привык в боях. Кто на войне не был, богу не маливался. Знаете? Прекрасная русская поговорка. Там, голубчик, поневоле научишься молиться. Бывало, идешь на позицию — пули визжат, шрапнель, гранаты… эти самые проклятые шимозы… но ничего не поделаешь — долг, присяга — идешь! А сам читаешь про себя: «Отче наш, иже
еси на небеси, да святится имя твое, да приидет царствие твое, да будет воля твоя, яко на небеси…»
— Есть у меня одна знакомая девушка такая, врагиня моя лютая, — продолжала Жужелица, оглядывая всех с торжеством. — Тоже всё вздыхает, да всё на образа смотрит, дьяволица. Когда она властвовала у одного старца, то, бывало, придешь к ней, а она даст тебе кусок и прикажет земные поклоны класть, и сама читает: «В рождестве девство сохранила
еси»… В праздник даст кусок, а в будни попрекает. Ну, а теперь уж я натешусь над ней! Натешусь вволю, алмазныя!
Матрена(захлопнув окно). Ой, горя и печали наши великие! Помяни, господи, царя Давида и всю кротость его… На одну теперь, выходит, владычицу нашу, тихвинскую божию матерь, все и чаяния наши… Отверзи милосердия твоего врата, матушка… Ты бо
еси един покров наш… Заступи и помилуй!.. Угодники наши святые, Николай-чудотворец и диакон Стефан-великомученик, оградите крылом вашим раб недостойных, аще словом, ведением или неведением согрешили перед господом… Батюшки наши страстотерпцы и милостивцы.
— «Что есть человек, яко помниши его, или сын человечь, яко посещавши его? Умалил
еси его малым сим от ангел, славою и честью венчал еси его и поставил еси его над делы руку твоею, вся покорил еси под нозе его…»
Павлин. Кто теперь в гости ходит? О, господи! Вскую оставил нас
еси?
— Ныне, — говорит, — этим сыт не будешь. Теперь иной родися бог: раньше молились — отче наш, иже
еси на небеси, а теперь — ваше вашество, иже еси в городе, сохрани и избави нас от злаго мужика!
Купец ему довел на память: «Призвав коегожда от должников господина своего глаголаше: колицем должен
еси? Приими писание твое и напиши другое. И похвали господь домоправителя неправедного».
Слушая длинный рассказ паломника, Манефа духовно утешалась и радовалась. «Благодарю тебя, Господи, — мысленно говорила она, — о твоих благодеяниях, милостиво на нас бывших. Не погнушался
еси нашею скверною и грешника сего суща воздвигнул еси потрудитися и послужити во славу имени твоего!»
Всякая подлинная, живая религия знает свою объективность и опирается на нее, — она имеет дело с Божеством, произносит Ему
ЕСИ; психологизмом является лишь «религия настроения», т. е. религиозность, бессильная подняться до религии и светящая чужим, отраженным светом.
— «Вся добра
еси, ближняя моя, и порока несть в тебе! Гряди от Ливана, невесто, гряди от Ливана!.. Прииди и прейди из начала веры, от главы Санира и Аэрмона, от оград львовых, от гор пардалеов…»
— Иже
еси на небесех. Да святится имя твое, — четко и громко произносила слова молитвы девушка, а голубые глаза не отрывали взора от далеких небес.
— «Отче наш, иже
еси на небесех! да святится имя твое; да приидет царствие твое; да будет воля твоя, яко на небеси и на земли; хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго».
— Боже благослови, Боже благослови!.. Умыхся
еси, отерся еси… Вот так: умыхся и отерся… И сей умыхся… Як тебя звать?
Это не есть, как думают многие, взгляд на жизнь, выработанный материалистической наукой и философией нашего времени; наука и философия нашего времени довели только это воззрение до последних его пределов, при которых очевиднее, чем прежде, стало несоответствие этого взгляда основным требованиям природы человеческой; но это давнишний, первобытный взгляд людей, стоящих на низшей ступени развития: он выражен и у Китайцев, и у Буддистов, и у Евреев, и в книге Иова, и в изречении: «земля
еси и в землю пойдеши».
Речет Господеви: заступник мой
еси и прибежище мое.
— Ни пост, ни вериги, ни иные твои подвиги, ими же добре подвизался
еси, не спасут тебя, чадо, не введут во область спасения, куда, яко елень на потоки водные, столь жадно стремится душа твоя!.. Всуе трудился, ни во что применились молитвы твои, денно-нощныя стоянья на правиле, пост, воздержание, от людей ненавидение… Всуе трудился еси!.. А сколь светлы селения земных аггелов, праведников во плоти, сколь неизреченныя радости в их избранном соборе!.. И я знаю путь к тому собору и могу показать оный путь!..
Ты бо
еси заступление, помощь и победа уповающих на Тя, и Тебе славу воссылаем Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веков.
Мина Силыч запел своим старческим голосом из-под земли: «На камени мя веры утвердил
еси, расширив уста моя на враги моя и возвесели бо ся дух мой».
Ох ты гой
еси, царь Иван Васильевич!
Обманул тебя твой лукавый раб,
Не сказал тебе правды истинной,
Не поведал тебе, что красавица
В церкви божией перевенчана,
Перевенчана с молодым купцом
По закону нашему христианскому…
— Эге, смертный, я вижу, ты
еси уже уязвлен сею красою. Бойся заболеть, но, впрочем, при мне и сия болезнь может оборотиться не к смерти, а к славе… сумей только ей понравиться.
Думал, что и просить у бога чего-либо грех, иначе как «исполняй
еси господи наше всяко животное благоволение», о коем сказано в молитве по трапезе.
«Боже вечный, расстоящияся собравый в соединение, — читал он кротким певучим голосом, — и союз любве положивый им неразрушимый; благословивый Исаака и Ревекку, наследники я твоего обетования показавый: Сам благослови и рабы Твоя сия, Константина, Екатерину, наставляя я на всякое дело благое. Яко милостивый и человеколюбец Бог
еси, и Тебе славу воссылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и вовеки веков». — «А-аминь», опять разлился в воздухе невидимый хор.
— Самопрыгающая натура, — сказал он о Любаше, приемного отца назвал «иже
еси в либералех сущий», а постукав кулаком по «Русским ведомостям», заявил...
— Богам богиня — вонми, послушай — пора! Гибнет род человеческий. И — погибнет! Ты же
еси… Утешь — в тебе спасенье! Сойди…
— Чесо ради пришел
еси? Чесо просиши? Како веруеши? — прокричал отец Ферапонт, юродствуя. — Притек здешних ваших гостей изгонять, чертей поганых. Смотрю, много ль их без меня накопили. Веником их березовым выметать хочу.
Предложения со словом «еси»
- – Ой вы гой еси, добры молодцы! – приветствовал он сидящих и протянул откуда ни возьмись взявшуюся в его руке пустую кружку, раза в три большую объёмом, чем у богатырей.
- Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков.
- Яко святитель благочестно пожив и священномучения венец приял еси.
- (все предложения)
Дополнительно