Переадресация: трансцендентное → трансцендентный
Цитаты из русской классики со словом «трансцендентный»
Всякая напряженность имманентного и
трансцендентного, познающего и познаваемого, человека и божества, «снимается», преодолевается божественным монизмом, свободным от обособления мира и человека: логика — это «Бог всяческая во всех».
Личность сдавлена в своей бесконечной субъективности между субъективным и
трансцендентным, между объективацией и трансцендированием.
В крайних формах восточной аскезы, для которой человек и мир есть сплошной грех, в кальвинизме с его пафосом могущества и славы Божьей и унижения человека как существа безнадежно греховного, даже в бартианстве (Бог — все, человек — ничто) мы видим незаметный переход дуализма (
трансцендентная бездна между человеком и Богом) в монизм, в пантеизм, основанный не на обоготворении человека и мира, а на унижении человека и мира.
В сознании нет выхода из вечной антиномичности
трансцендентного и имманентного, дуализма и монизма.
Лосский признает только имманентность бытия знанию, для него действительность непосредственно присутствует в акте познания, но он нисколько не отрицает бытия
трансцендентного, само бытие у него вне субъекта и до субъекта.
Но переживание
трансцендентного есть имманентный духовный опыт,
трансцендентное не есть авторитет.
Есть два понимания
трансцендентного: или Бог, как трансцендирование моей ограниченности, или как таинственная, актуальная бесконечность, предполагающая отчужденность человеческой природы, ее внебожественность.
Религия есть лишь выражение высшей природы человека, которая отымается, отчуждается от человека и переносится в
трансцендентную, потустороннюю область.
Оно мыслится
трансцендентным и потусторонним, но характер его остается посюсторонним и сообразным категориям мира.
Это есть переход христианства из периода исключительного
трансцендентного его понимания в период более имманентного его понимания.
Его религия есть религия страха и насилия, а не любви и свободы, как у Тареева, это религия
трансцендентного эгоизма.
— Я всегда удивляюсь ясности и точности выражений вашего мужа, — сказала она. — Самые
трансцендентные понятия становятся мне доступны, когда он говорит.
В вагоне подземной дороги я несся туда, где на стапеле сверкало под солнцем еще недвижное, еще не одухотворенное огнем, изящное тело «Интеграла». Закрывши глаза, я мечтал формулами: я еще раз мысленно высчитывал, какая нужна начальная скорость, чтобы оторвать «Интеграл» от земли. Каждый атом секунды — масса «Интеграла» меняется (расходуется взрывное топливо). Уравнение получалось очень сложное, с
трансцендентными величинами.
Мало того, им же утверждается на высшей и предельной ступени та основная антиномия, которая лежит вообще в основе религиозного самосознания: неразрывное двуединство
трансцендентного и имманентного, премирность Абсолютного и откровение Бога в мире.
Знание принадлежит «миру сему», оно ему имманентно, религия же основывается на поляризации сознания, напряженном чувстве противоположности
трансцендентного И имманентного, богосознания и миросознания.
Коренное различие между философией и религией заключается и том, что первая есть порождение деятельности человеческого разума, своими силами ищущего истину, она имманентна и человечна и в то же время она воодушевлена стремлением перерасти свою имманентность и свою человечность, приобщившись к бытию сверхприродному, сверхчеловечному,
трансцендентному, божественному; философия жаждет истины, которая есть главный и единственный стимул философствования.
То, что утверждает Мальбранш, совершенно бесспорно, однако применимо не прямо к Божеству, одновременно миру
трансцендентному и имманентному, но к Его «образу и сиянию» в мире, к божественной Софии: мы познаем вещи, все (πάν) не непосредственно в Боге, но в Софии.
Эту основную полярность религиозного сознания, напряженную противоположность
трансцендентного и имманентного, можно выражать в разных терминах: «Бог и мир», «Бог и природа», «Бог и человек», «Бог и я» и под<обное>.
Это даже не есть и религия, ибо религия предполагает напряженный дуализм имманентного и
трансцендентного, соответствует ущербленному, богоищущему и как бы богооставленному бытию.
Во Христе «нераздельно и неслиянно» соединяется и
трансцендентная твари «полнота Божества», и имманентная миру человечность.
Хотя с точки зрения твари различается Бог в себе и Бог в творении, однако это различение установляется не Божеским естеством, но тварной ограниченностью: Бог самотожествен и в премирности Своей как абсолютное
Трансцендентное, и в творческой энергии Своей как Творец и Вседержитель.
Как нужно понимать божественное ничто в учении Беме: как
трансцендентное НЕ-что, или как эккегартовское Gottheit, или как гегелевское диалектическое ничто, из которого вытекает с необходимостью все и в котором завито это все, или как спинозовскую субстанцию, лежащую в основе модусов, или как плотиновское Единое, из которого эманирует мир?
Ибо и это ничто не есть круглый нуль, но является величиной в высшей степени положительною: именно здесь разумеется то, что существует под покрывалом Майи [В древнеиндийской философии Майа означает иллюзорность бытия; под «покрывалом Майи» скрывается истинная сущность вселенной.], которое только застилает наш взор миром явлений; это положительное ничто и составляет подлинную, хотя и
трансцендентную для нас действительность, по отношению к которой и установляется типически религиозное отношение.
Поэтому, будучи монистом и имманентистом в последней глубине мистического опыта, веря в божественность мира, во внутреннюю божественность мирового процесса, в небесность всего земного, в божественность лика человеческого, я в пути утверждаю расщепление, дуализм свободы и необходимости, Бога, божественной жизни и «мира», мировой данности, добра и зла,
трансцендентного и имманентного.
Этот догмат прямо и неприкровенно провозглашает антиномию для разума, ибо это полное единение и как бы отожествление абсолютного и относительного,
трансцендентного и имманентного, совершенно не может быть постигнуто разумом, а только должно быть осознано в антиномичности своей, как истина веры.
Подлинная мистика находится по ту сторону противоположения между
трансцендентным дуализмом и имманентным монизмом.
Однако и здесь, поскольку мы имеем дело с отношением религиозным, оно связано именно с устремлением за эмпирическую данность к некоему
трансцендентному ноумену [Ноумен — умопостигаемая сущность, в отличие от «феномена» — объекта чувственного содержания.
Бог вне нас и Бог в нас, абсолютно
трансцендентное становится абсолютно имманентным.
В этом смысле понятие безбожной религии содержит contradictio in adjecto [«Противоречие в определении» (лат.) — логическая ошибка; напр.: «круглый квадрат».], внутренне противоречиво, ибо существо религии именно и состоит в опытном опознании того, что Бог есть, т. е. что над миром имманентным, данным, эмпирическим существует мир иной,
трансцендентный, божественный, который становится в религии доступным и ощутимым: «религия в пределах только разума» [Название трактата И.
То, что имманентно, не может быть в то же время
трансцендентным и постольку не
трансцендентно; то, что
трансцендентно, не может быть имманентным сознанию и остается для него запредельным.
Если эту религиозную формулу перевести на язык философский, она получит такое выражение: религия есть переживание
трансцендентного, становящегося постольку имманентным, однако при сохранении своей трансцендентности, переживание трансцендентно-имманентного.
Максим сопоставляет тварное бытие и небытие с Божественным НЕ-что отрицательного богословия: «и не сущий существует чрез бытие и небытие, будучи всем как творец, и будучи ничто, как
трансцендентный, вернее же сущий
трансцендентно и сверхбытийно» (και μη ων εστί δια του είναι καϊ ύπερεΐναι, πάντα ων, ως ποιητής, και μηδέν ων, ως ύπερβεβηκώς μάλλον δε και Οπεραναβεβηκώς και ύπερουσίως ων.).].
Если божественный мир действительно открывается религиозному сознанию и
трансцендентное становится ему имманентно [Ср. Шеллинг: Gott ist nicht, wie viele sich vorstellen, das Transzendente, er ist das Immanente, d.
В положительном богословии, именно при анализе значения и смысла имен Божиих, Дионисий неизменно указывает на
трансцендентную, превышающую всякую сущность, природу Божества; поскольку она раскрывается в данном имени Божием, οι — privatium здесь уступает место υπέρ, метод отрицания методу трансцендирования и гиперболирования (per emendationem).
И всякий мистический опыт в пределе своем снимает всякую противоположность между
трансцендентным и имманентным.
Исходя из своего религиозного монизма, для которого Божество есть лишь глубина бытия, а не
трансцендентное начало, открывающееся миру, Эккегарт фактически устраняет откровение Божества в собственном смысле, заменяя его самооткровением твари («прорывом» чрез тварность); соответственно этому спиритуалистически истолковывается и евангельская история.
В сущности, не существует статического
трансцендентного, а существует лишь Трансцендирование.
Истинный имманентизм должен прежде всего признать имманентность познания бытию и возможность творческого развития к высшим состояниям духовности, которые представляются
трансцендентными данному состоянию бытия.
М., 1885.], соединяет в своем богословствовании тенденции эллинского философского пантеизма и панлогизма и иудейско-раввинского понимания Божества как
трансцендентного миру.
Однако только опознанное в религиозном опыте
Трансцендентное, сущее выше мира, открывает глаза на
трансцендентное в мире, другими словами, лишь непосредственное чувство Бога дает видеть божественное в мире, познавать мир как откровение Божие, научает в имманентном постигать
трансцендентное, воспринимать мир как Бога, становящегося и открывающегося.
Но тут не имманентное имманентно, а
трансцендентное имманентно.
Мистика стоит по ту сторону самой противоположности
трансцендентного и имманентного, для нее Бог и
трансцендентен и имманентен, и не то и не другое.
Основное содержание религиозного переживания, как касания миру
трансцендентному, запредельному, божественному, явным образом содержит в себе противоречие для рассудочного мышления.
Это сознание противно глубочайшей сущности христианства, которое делает Бога имманентным человеческой природе и потому не допускает совершенно
трансцендентного разрыва здешнего мира и мира потустороннего [Кн. Е. Трубецкой в своем «Миросозерцании Вл. С. Соловьева» странным образом оправдывает свободное творчество человека в мире через крайнее отдаление потустороннего божественного мира от мира здешнего.
В христианском искусстве всегда есть
трансцендентная устремленность к миру иному, к прорыву за пределы имманентного мира, есть романтическая тоска.
То, что мы называем грехом, виной, раскаянием, не в обыденном, а в экзистенциальном смысле, есть лишь порождение трансцендентности, стояние перед
трансцендентным при невозможности трансцендирования.
Не надо притом смешивать с молитвой ее теософических суррогатов: «концентрации, медитации, интуиции», которые все-таки имеют дело не с Богом, но с миром, погружают человека не в
Трансцендентное, но в имманентное, божественным хотят подменить Бога, — обман или самообман.
За пределами противоположения между Богом и несотворенной свободой, описывающего наш духовный опыт по сю сторону, лежит
трансцендентная божественная тайна, в которой все противоречия снимаются, там неизъяснимый и невыразимый божественный свет.
Лишь ложная объективация трансцендирования, выбрасывание его вовне создает иллюзию
трансцендентного, подавляющего личность и господствующего над ней.
Божество в Его внутрибожественной жизни остается
трансцендентным для твари, однако действия Божества, Его откровения, божественная сила, изливающаяся в творении, есть то же Божество, единое, неделимое, присносущее.
Ассоциации к слову «трансцендентный»
Синонимы к слову «трансцендентный»
Предложения со словом «трансцендентный»
- Итак, есть идеальная сфера, трансцендентная миру, но есть идеальная сторона и в мире, этому миру имманентная.
- Духовное путешествие – это поиск трансцендентных реальностей и возможностей, скрытых в тумане эгоизма, суеверия и невежества.
- Большая часть индийских практик направлена на обретение трансцендентного состояния освобождения.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «трансцендентный»
Что (кто) бывает «трансцендентным»
Значение слова «трансцендентный»
ТРАНСЦЕНДЕ́НТНЫЙ, -ая, -ое; -тен, -тна, -тно. 1. В идеалистической философии: находящийся за пределами возможного опыта, недоступный познанию. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ
Дополнительно