Цитаты из русской классики со словом «познающий»
В конце концов на большей глубине открывается, что Истина, целостная истина есть Бог, что истина не есть соотношение или тождество
познающего, совершающего суждение субъекта и объективной реальности, объективного бытия, а есть вхождение в божественную жизнь, находящуюся по ту сторону субъекта и объекта.
В церковном сознании дано тождество субъекта и объекта,
познающего и
познаваемого, мышления и бытия.
Он не может также реально воплощаться в дискурсивной научной мысли, в формально-законнических морали и праве, ни в чем объективном, он воплощается в реальном восхождении субъекта, личности к Богу и в реальном нисхождении любви и милосердия, в интуитивном сопричастии
познающего с
познаваемым, в реальном творчестве небывшего, в оригинальном, первородном суждении.
Всякая напряженность имманентного и трансцендентного,
познающего и
познаваемого, человека и божества, «снимается», преодолевается божественным монизмом, свободным от обособления мира и человека: логика — это «Бог всяческая во всех».
Объективирование в познании означает отчуждение между
познающим и
познаваемым.
Истина есть осмысливание и освобождение бытия, она предполагает творческий акт
познающего в бытии.
Я сам,
познающий, — экзистенциален, и эта экзистенциальность есть вместе с тем не объективируемый предмет моего познания.
Употребляя современное выражение, можно было бы сказать, что русская философия, религиозно окрашенная, хотела быть экзистенциальной, в ней сам
познающий и философствующий был экзистенциален, выражал свой духовный и моральный опыт, целостный, а не разорванный опыт.
Но человек — существо сознательное и
познающее всё большую и большую степень истины, и потому, если человек и не свободен в совершении тех или других поступков, потому что для каждого поступка существует причина, самые причины этих поступков, заключающиеся для сознательного человека в том, что он признает ту или другую истину достаточной причиной поступка, находятся во власти человека.
Для познания Достоевского в
познающем должно быть родство с предметом, с самим Достоевским, что-то от его духа.
Идеалистическому визионизму кажется, что в опосредственном познании рационализированного сознания бытие конструируется
познающим субъектом и от него зависит.
Бытие трансцендентно субъекту, вне его самостоятельно существует, но в акте познания бытие становится имманентным субъекту, присутствует непосредственно в
познающем субъекте.
Знание потому есть жизнь самого бытия, и потому в самом бытии происходит то, что происходит в знании, потому так, что в
познающем субъекте и в
познаваемом объекте, в мышлении и в бытии живет и действует тот же универсальный разум, Логос — начало божественное, возвышающееся над противоположностями.
Для Логоса в
познающем субъекте раскрывается Логос в
познаваемом бытии.
Критическая гносеология радикально уже отрицает изначальную цель познания — соединение
познающего с бытием, конструирует познание вне реального, живого, внутреннего отношения
познающего субъекта к
познаваемому объекту.
Отношение
познающего субъекта к
познаваемому объекту есть отношение внутри бытия, отношение бытия к бытию, а не «мышления» к «бытию» как противостоящих друг другу.
Знание есть путь от хаоса к космосу, от тьмы к свету, и не потому, что
познающий субъект своим трансцендентальным сознанием оформливает бытие и распространяет на него рациональный свет, а потому, что само бытие просветляется и оформляется в акте самопознания.
Совершенно так же в познании, научном и философском, формальный академизм вырабатывает методы, через которые
познающий соприкасается с объектом, объективирует, но не соприкасается с реальностью, которая дается лишь живой интуиции.
Церковное сознание, церковный разум есть неосознанная предпосылка всякой гносеологии, для которой познание есть брак
познающего с космосом,
познающий имеет отношение к бытию и в бытии что-то совершает.
Познающий человек вне бытия и
познаваемое бытие вне человека.
Предпосылкой гносеологии является не психология и биология, а изначальная, от
познающего не зависящая реальность бытия и духовной жизни.
Значит, в процессе познания внешнего мира объект трансцендентен в отношении к
познающему я, но, несмотря на это, он остается имманентным самому процессу знания; следовательно, знание о внешнем мире есть процесс, одною своею стороною разыгрывающий в мире не-я (материал знания), а другой стороной совершающийся в мире «я» (сравнивание)».
Лосский горячий и крайний сторонник имманентности всякого знания; для него знание есть вхождение действительности в
познающего, и потому трансцендентность знания есть внутреннее противоречие, имманентность объекта знания субъекту знания и само знание — одно и то же.
Гносеология обычно формулирует свою проблему так: отношение мышления к бытию,
познающего субъекта к
познаваемому объекту.
Если
познающий в бытии, то познание активно, есть изменение бытия.
Возможность богопознания и богооткровения предполагает уже и известное богобытие, поскольку познание есть некоторое реальное единение
познающего с
познаваемым.
Безумие — рассматривать бытие как результат объективирования и рационализирования
познающего субъекта, ставить бытие в зависимость от категорий познания, от суждения.
Кант утверждает, что все являющееся нам бытие конструируется
познающим субъектом, создается познавательным, интеллектуальным началом.
Лишь гносеология, которая будет ориентирована не только на факте науки, но и на факте веры, факте откровения, только такая цельная гносеология прикасается к живому сущему, постигает познание как тайну брака
познающего с сущим.
Рассудочно, рационально бытие не дается
познающему, истина не постигается.
Канта не считают рационалистом, того Канта, который допускал веру лишь в пределах разума, который рационалистически отвергал чудесное, который все бытие сковал рациональными категориями, поставил реальность в зависимость от
познающего субъекта.
Философское познание — в самом бытии, ибо в самом бытии
познающий, оно особое качество бытия и особая функция мировой жизни.
Познающий субъект не есть пассивный отражатель бытия и не есть активный его создатель, он живой деятель в бытии, развиватель бытия, повышающий творческую энергию бытия, создатель ценностей бытия.
Мне важно победить скептицизм и релятивизм в человеческой сфере, в
познающем человеке, а не в гносеологическом субъекте.
Именно Фейербах учил, что бытие познается через любовь, что
познающий любящий, что любовь есть бытие.
Все
познающие в разных сферах познания признают логику и ее законы, почитаемые непреложными, но могут отрицать Логос, целостный духовный Разум-Слово.
История философии будет философским, а не только научным познанием в том лишь случае, если мир философских идей будет для
познающего его собственным внутренним миром, если он будет его
познавать из человека и в человеке.
Познание не есть вхождение бытия в
познающего, стоящего вне бытия.
Познать действительности нельзя, так как рациональное не покрывает иррациональное,
познающий субъект не в силах совладать с хаосом, да и действительности не существует как трансцендентной реальности.
Вот почему религиозное восстановление духовной цельности в познании есть не порабощение
познающего разума, а его освобождение, раскрытие ему путей к истине, к бытию.
Кант оставил
познающего с самим собою, гениально формулировал его оторванность от бытия, от действительности, от реальности и искал спасения в практическом разуме.
Познающий субъект со своими категориями, своими суждениями, своим объективированием есть часть бытия, часть жизни.
В познании духа, которое и есть философия, должно быть внутреннее родство
познающего со своим предметом, должно быть признание реальности духа, должен быть творческий духовный опыт.
Приходят к тому, что философское познание должно быть экзистенциально, но оно невозможно, потому что
познающий разум не может
познавать существования, которое никогда не может быть объектом.
Бытие как иррациональное остается вне мышления как рационального, действительность остается недоступной
познающему.
Рационализм изначально предполагает
познающего и
познаваемое раздельными и противоположными.
Критерий истины стали искать внутри самого
познающего субъекта, в его отношении к себе, а не к бытию.
Если человек будет сознавать себя одной из внешних, объективированных вещей мира, то он не может быть активным
познающим субъектом, для него невозможна философия.
Познающий и познание имеют онтологическую природу.
Критическая гносеология начала проверять компетенцию познания и пришла к тому заключению, что познание не компетентно связать
познающего с объектом познания, с бытием.
Синонимы к слову «познающий»
Предложения со словом «познающий»
- Если мы ради ложно понятой объективности исключим из мира познающего субъекта, не будет и того мира, который кто-либо мог бы познавать, не будет красок и форм, не будет камней и животных.
- В-третьих, в океане меняющейся и познающей мир жизни человек находится далеко не на последних ролях.
- По мнению великого мудреца, вся культурно-просветительская деятельность познающего разума человека должна быть направлена на нравственное самосовершенствование личности.
- (все предложения)
Дополнительно