Цитаты из русской классики со словом «христос»
Лютеранский катехизис говорит: «Церковь есть святое христианство, или собрание всех верующих под
Христом, главою их, в котором св. дух через Евангелие и таинства предлагает, сообщает, усваивает божеское спасение», подразумевая то, что католическая церковь заблудшая и отпавшая и что истинное предание хранится в лютеранстве.
В безрелигиозном сознании нового человечества древние чаяния Царства Божьего смешались с чаяниями царства князя этого мира; обетования второго пришествия
Христа затмились христианскими же обетованиями о пришествии земного бога — врага Христова.
Он обличает историческое христианство, историческую церковь в приспособлении заветов
Христа к закону этого мира, в замене Царства Божьего царством кесаря, в измене закону Бога.
— Люди Иисуса
Христа, царя и бога нашего, миродавца, миролюбца, приявшего смерть за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна, и воскресшего…
Под ним висели иконы, или, точнее сказать, картины религиозного содержания:
Христос в терновом венке, несущий крест с подписью: «nostra salus» (наше спасение); Иоанн Креститель с агнцем и подписью: «delet peccata» (вземляй грехи мира) и Магдалина в пустыне с подписью: «poenitentia» (покаяние).
Вот на пути моем кровавом
Мой вождь под знаменем креста,
Грехов могущий разрешитель,
Духовной скорби врач, служитель
За нас распятого
Христа,
Его святую кровь и тело
Принесший мне, да укреплюсь,
Да приступлю ко смерти смело
И жизни вечной приобщусь!
«Вы об этом не стужайтесь. Есть бо и правда в пагубу человеком, а ложь во спасение. Апостол Петр и солгал, отрекаясь
Христа, да спасся и ключи от царствии его держит, а Июда беззаконный и правду рек, яко аз вам предам его, да зле окаянный погибе, яко и струп его расседсся на полы».
Кто написал гениальную хулу на
Христа «об Иисусе Сладчайшем и о горьких плодах мира», кто почувствовал темное начало в
Христе, источник смерти и небытия, истребление жизни, и противопоставил «демонической» христианской религии светлую религию рождения, божественное язычество, утверждение жизни и бытия?
— Ах, да! — отвечал он, — да, Иса святой пророк, […Иса святой пророк… — Иисус
Христос в Коране назван Мессия Иса.] Иса божий слова говорил. Как хорошо!
Победу
Христа над смертью они понимали не в смысле воскресения мертвых, а в смысле достигнутого эмпирического бессмертия, в том смысле, что смерти нет для уверовавших во
Христа.
— Насчет бога — не знаю я, а во
Христа верю… И словам его верю — возлюби ближнего, яко себя, — в это верю!..
Алатырь-камень всем камням отец; на белом Алатыре на камени сам Исус
Христос опочив держал, царь небесный беседовал со двунадесяти со апостолам, утверждал веру христианскую; утвердил он веру на камени, распущал он книги по всей земле.
— Усердно помолимся господу нашему Иисусу
Христу и угодникам его Кузьме-Дамиану, а также Андрию Первозванному, да просветят силою благостной своей сердце отрока и приуготовят его к восприятию мудрости словесной!
Так, господи! Я верую, что ты
Христос, сын божий, грядущий в мир».
И еще то вспомни, что и ангелы Божии несовершенны, а совершен и безгрешен токмо един Бог наш Иисус
Христос, ему же ангелы служат.
А язычники, не слыхавшие о
Христе и, однако, жертвовавшие жизнью за ближних?..
Мне кажется, пани Катерина, что он и в господа
Христа не верует.
— Здесь
Христос невидимо предстоит, принимая вашу исповедь, — сказал он, указывая на Распятие. — Веруете ли вы во всё то, чему учит нас Святая Апостольская Церковь? — продолжал священник, отворачивая глаза от лица Левина и складывая руки под эпитрахиль.
Таинство вечного претворения бессильного вещества в расторгающую узы смерти силу было перед ним навек занавешено. Ходячий труп! Нелепое совмещение неверия в живого бога и
Христа его с верою в колдовство!
Он тоже, как и брат его атеизм, вышел из отчаяния, в противоположность католичеству в смысле нравственном, чтобы заменить собой потерянную нравственную власть религии, чтоб утолить жажду духовную возжаждавшего человечества и спасти его не
Христом, а тоже насилием!
— Да чего тут, — продолжал он: — поп в приходе у нее… порассорилась, что ли, она с ним… вышел в
Христов день за обедней на проповедь, да и говорит: «Православные христиане! Где ныне
Христос пребывает? Между нищей братией, христиане, в именьи генеральши Абреевой!» Так вся церковь и грохнула.
Меркурий есть жидкая и летучая духовная сущность —
Христос, Дух Святой, Он».
— Исусе
Христе, сыне божий, буди милостив ко мне, грешнице, матери твоея ради…
— Господи Иисусе
Христе, сыне божий, помилуй меня, грешного!
Христос с ним! слава богу, он умер утешенный!
Он стоит под окном и поет: «
Христа ра-ади!» — и тем пением напоминает нам о
Христе, о святом его завете помогать ближнему…
— Слушай слова мои, это тебе годится! Кириллов — двое было, оба — епископы; один — александрийской, другой — ерусалимской. Первый ратоборствовал супроти окаянного еретика Нестория, который учил похабно, что-де Богородица человек есть, а посему — не имела бога родить, но родила человека же, именем и делами
Христа, сиречь — спасителя миру; стало быть, надо ее называть не Богородица, а христородица, — понял? Это названо — ересь! Ерусалимской же Кирилл боролся против Ария-еретика…
«Изрядно о пресвятей, пречистой и преблагословенией Богородице», громко закричал после этого священник из-за перегородки, и хор торжественно запел, что очень хорошо прославлять родившую
Христа без нарушения девства девицу Марию, которая удостоена за это большей чести, чем какие-то херувимы, и большей славы, чем какие-то серафимы.
„Да, — сказал он, — сие бесспорно, что мы во
Христа крестимся, но еще во
Христа не облекаемся“.
—
Христос тебя да сохранит, маленькая… дитя ты мое! Ангел божий да будет с тобою!
— Ну, князь, прощай, — сказал он Багратиону. —
Христос с тобой. Благословляю тебя на великий подвиг.
— Господи Иисусе
Христе! Мати пресвятая богородица! Отцу и сыну и святому духу… — вдыхая в себя воздух, твердил он с различными интонациями и сокращениями, свойственными только тем, которые часто повторяют эти слова.
— Господи Исусе
Христе, помилуй нас! — смиренно помолитвовался инок Кирилл под окном первой избы.
― «Сами себя и живот наш
Христу Богу предадим».
— Мм… Это написано для вящей наглядности… для того, чтобы показать несоответствие между жизнью и учением
Христа.
— Эх, — думаю, — не хотел ты за меня, земляк, похлопотать, и я тебя осуждал, а ты вот сподобился и венец страдания приял. Прости меня теперь ради
Христа!
— Врешь, чертов Иуда! — закричал, вышед из себя, Тарас. — Врешь, собака! Ты и
Христа распял, проклятый Богом человек! Я тебя убью, сатана! Утекай отсюда, не то — тут же тебе и смерть! — И, сказавши это, Тарас выхватил свою саблю.
— В 1871–1873 гг. самарское крестьянство голодало из-за нищеты и неурожая.]), четвертые задохлись в вагонах третьего класса от смраду, и все-то они теперь здесь, все они теперь как ангелы, все у
Христа, и он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей…
Христос отвечал на действительность тем, что плакал, улыбался, печалился, гневался, даже тосковал; он не с улыбкой шел навстречу страданиям и не презирал смерти, а молился в саду Гефсиманском, чтобы его миновала чаша сия.
— Отчего? Разве тугендбунд, который спас Европу (тогда еще не смели думать, что Россия спасла Европу), произвел что-нибудь вредное? Тугендбунд — это союз добродетели: это любовь, взаимная помощь; это то, чтò на кресте проповедывал
Христос…
Это, так сказать, апокалипсическое [Апока́липсис (греч. — откровение) — книга туманных пророчеств, написанная, по древнему преданию, одним из учеников
Христа.] письмо, которое может понять только тот, кто его получает.
— Господи Исусе
Христе, Сыне Божий… — шептала Татьяна Власьевна, поднимаясь по сходням кверху.
— А не знаю, батюшка. Стало, за дело. Да и как не бить? Ведь он, батюшка,
Христа распял!
(Нищие тихо поют за углом дачи Басова: «Благодетели и кормильцы, милостыньку
Христа ради, для праздничка Христова, поминаючи родителей».
Злодей понимает это и сдерживается; а партикулярные люди благодарят бога и говорят: покуда у нас Мак-Магон, мы у него как у
Христа за пазухой.
Иисус
Христос, в фиолетовой бархатной рясе, несущий крест, с терновым венком на голове, Божия Матерь с Младенцем — все эти изображения сделаны из воска, иные, кажется, из дерева.
— Полно, Глеб Савиныч, — сказал он, — полно, слободи ты свою душу…
Христос велел прощать лютым врагам своим… Уйми свое сердце!.. Вспомяни и других детей своих… Вспомяни и благослови Петра и Василия.
Напрасно чернила его клевета,
Он был безупречней, чем прежде,
И я полюбила его, как
Христа…
В своей арестантской одежде
Теперь он бессменно стоит предо мной,
Величием кротким сияя.
Терновый венец над его головой,
Во взоре любовь неземная…
— Здоровье — это первое наше благо! — подтверждал отец, — ну,
Христос с тобой! живи; я на тебя надеюсь!
Лиза ее слушала — и образ вездесущего, всезнающего бога с какой-то сладкой силой втеснялся в ее душу, наполнял ее чистым, благоговейным страхом, а
Христос становился ей чем-то близким, знакомым, чуть не родным; Агафья и молиться ее выучила.
Ассоциации к слову «Христос»
Синонимы к слову «христос»
Синонимы к слову «Христос»
Предложения со словом «христос»
- – И это – состояние духовной радости? Всё понятно, батюшка. Христос воскресе!
- И вот праздник наконец наступал – ночью с субботы на воскресенье в мире совершался некий дивный перелом, Христос побеждал смерть и торжествовал над нею.
- Христос воскрес на весь свет!
- (все предложения)
Сочетаемость слова «христос»
Значение слова «христос»
ХРИСТО́С, Христа́, м. (с прописной буквы). Название Иисуса, который в церковном учении является основателем христианства и культ которого лежит в основе христианской религии. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ХРИСТОС
Афоризмы русских писателей со словом «христос»
Дополнительно