Цитаты из русской классики со словом «шаманы»
Он обращался фамильярно и грубо с Обломовым, точно так же, как
шаман грубо и фамильярно обходится с своим идолом: он и обметает его, и уронит, иногда, может быть, и ударит с досадой, но все-таки в душе его постоянно присутствует сознание превосходства натуры этого идола над своей.
Спустя немного времени один за другим начали умирать дети. Позвали
шамана. В конце второго дня камлания он указал место, где надо поставить фигурное дерево, но и это не помогло. Смерть уносила одного человека за другим. Очевидно, черт поселился в самом жилище. Оставалось последнее средство — уступить ему фанзу. Та к и сделали. Забрав все имущество, они перекочевали на реку Уленгоу.
Плавание по Иману. — Пороги. — Ледоход. — Крушение лодки. — Река Арму. — Река Синанца. — Голодовка. — Остатки медвежьей трапезы. — Лапша из кожи. — Утомление. — Ли Танкуй. — Ночное приключение в Сянь-ши-хеза. — Волнение удэгейцев. — Стойбище Вагунбе. — Восстание инородцев. — Пение
шамана
За обедом же была рассказана такая легенда: когда русские заняли остров и затем стали обижать гиляков, то гиляцкий
шаман проклял Сахалин и предсказал, что из него не выйдет никакого толку.
Ороч Намука сказал, что по словам Кяка (удэхейца), где-то живет тоже большая змея Модуми, которая может изо рта изрыгать пламя, а гольд Косяков с таинственным видом сказал, что у них на Уссури был
шаман, который водил за собою змей и давал им разные поручения в качестве посыльных.
Здесь был не страх наказания, и, конечно, не добросовестность, и не раскаяние, а именно гипноз, нечто вроде суеверного страха перед могущественными и непостижимыми действиями взрослых, нечто вроде почтительного ужаса дикаря перед магическим кругом
шамана.
Причем называют его general и слушают его рассказы о том, как он был однажды сослан на каторгу, как его секли кнутом, как он с каторги бежал к бурятам, dans les steppes, [в степи] долгое время исправлял у них должность
шамана, оттуда бежал — в Китай… et me voila a Paris. [и вот я в Париже]
— Для того же, полагаю, зачем вертятся факиры,
шаманы наши сибирские, — чтобы привести себя в возбужденное состояние; и после радений их обыкновенно тотчас же некоторые из согласников начинают пророчествовать, потому, как объяснил мне уже здесь один хлыст на увещании в консистории, что, умерев посредством бичеваний об Адаме, они воскресали о Христе и чувствовали в себе наитие святого духа.
— С нами, мол, крестная сила. Где же пашня моя? Заблудился, что ли? Так нет: место знакомое и прикол стоит… А пашни моей нет, и на взлобочке трава оказывается зеленая… Не иначе, думаю, колдовство. Нашаманили, проклятая порода. Потому —
шаманы у них, сам знаешь, язвительные живут, сила у дьяволов большая. Навешает сбрую свою, огонь в юрте погасит, как вдарит в бубен, пойдет бесноваться да кликать, тут к нему нечисть эта из-за лесу и слетается.
Он ездил очень искусно верхом на быках, а в случае болезни призывал
шамана, который, беснуясь, со скрежетом кидался на него, стараясь испугать и выгнать из Макара засевшую хворь.
Между тунгусским
шаманом и европейским управляющим церковью — прелатом или (взяв для примера простых людей) между совершенно грубым, чувственным вогулом, который поутру кладет себе на голову лапу медвежьей шкуры, приговаривая молитву: не убий меня, и утонченным пуританином и индепендентом в Коннектикуте, хотя и есть разница в приемах, нет разницы в основах их веры, так как они оба принадлежат к одному и тому же разряду людей, которые полагают свое служение богу не в том, чтобы становиться лучше, а в вере или в исполнении известных произвольных постановлений.
Потом
шаман сел на землю, скрестив ноги.
Он хотел казаться спокойным, но между тем смущение проникло в его душу. Он вспомнил, что все гаданья, произведенные по его повелению
шаманами, предвещали одно дурное с самого того момента, когда дошла до него первая весть о появлении за Каменным поясом русских казаков. Все шаманы в один голос предсказывали Кучуму гибель его царства. Троих из них он велел утопить в Иртыше, но это не смягчило впечатления от их предсказаний.
— Что ж, Василий Панкратьич, ослиный капельмейстер… Как же ты их, свет, ночью угомонил? Ась?
Шаман ты сибирский, что ли?
— Не спасет, бачка; за него зайсан бьет,
шаман бьет, лама олешков сгонит.
В одном километре от фигурного дерева находилось жилище
шамана.
Внутреннее устройство фанзы ничем не отличалось от фанз прочих туземцев. На стене висел бубен с колотушкой, пояс с погремушками, шаманская юбка с рисунками и деревянная маска, отороченная мехом медведя.
Шаман надевает ее во время камлания для того, чтобы страшным видом запугать черта.
На этом протяжении Бикин имеет направление к западо-северо-западу и принимает в себя справа речки: Мангу, Дунги (по-китайски Днудегоу — падь семьи Дун) с притоком Ябкэ, Нуньето и вышеупомянутую Катэта-бауни. Последняя длиною километров 10. Здесь будет самый близкий перевал на реку Хор. Немного выше речки Гуньето можно видеть скалы Сигонку-Гуляни — излюбленное место удэгейских
шаманов. Слева Бикин принимает в себя речку Дунгоузу (восточная долина) и ключи Кайлю и Суйдогау (долины выдр).
Хребет Караминский. — Зыбучий песок. — Река Соен. — Мелкие горные ручьи. — Река Витухэ. — Последние перелетные птицы. — Летающие куры. — Туземцы на реке Кусун. — Священное дерево. — Жилище
шамана. — Морской старшина. — Расставание с Чжан Бао. — Выступление.
Он вышел и сказал мне, что в самой крайней юрте
шаман лечит больного ребенка.
Шаман стал петь свои заклинания сначала тихо, а потом все громче и громче.
— Лоца самани (т. е. русский
шаман).
Он отправился на реку Нор, и там маньчжурский
шаман вселил в него духа Тыэнку.
Шаман часто останавливался, как будто что-то искал на земле, всматривался в воду и озирался по сторонам.
Шаман встал и направился к юрте больного.
Здесь, по повериям гольдов, место обитания душ усопших родственников, ожидающих, когда
шаман отведет их в загробный мир.
Шаманы на основании снов делают «севохи» в виде человечков, фантастических зверей, рыб, птиц, насекомых, иногда тех и других вместе в разных позах, в разных комбинациях, причем такая фигурка нашивается под одежду к больному месту: на живот, на грудь, на плечо.
На одном из них каким-то
шаманом поставлено фигурное дерево (Тун).
Шаман поднял камень с земли и дал ему «успокоиться».
Шаман так ловко устраивал свои фокусы, что камень стал медленно поворачиваться сначала в одну, потом в другую сторону.
Тогда Хээкчир понял, что он призван быть
шаманом.
Напрасно приглашали
шаманов, напрасно они камлали и изгоняли злого духа.
Прошло несколько минут, и вот камень в опытной руке
шамана пошевельнулся.
Шаман с пляской подошел к больному.
Тогда все окрестные
шаманы собрались на совещание в селении Найхин и решили, что лоца — черти и отогнать их можно только камланием.
Женщины встретили старика на берегу и отнесли в юрту его вещи. Войдя в помещение,
шаман сел на цыновку и закурил трубку. Удэхейцы стали ему рассказывать о больном. Он слушал их с бесстрастным лицом и только изредка задавал вопросы. Потом он велел женщинам принести несколько камней, а сам пошел тихонько вдоль берега.
В сумерки они вернулись и привезли с собою
шамана из рода Кимунка.
Весть о страшных белоглазых лоца, которых боялись даже маньчжуры, принес им
шаман из селения Баоца.
От места скрещивания двух перекладинок шло сияние, вроде расходящихся во все стороны коротких лучей. Чжан-Бао сказал, что это перья. Вот почему у «лоца севохини» всегда руки раскрыты и вот почему он улетел на небо. И опять начались разговоры про летающих людей, у которых на спине и руках вырастают крылья — и у китайца и у удэхейца были свои аргументы. Первый обосновывал свои доказательства на мнениях древних мудрецов, а удэхеец ссылался на какого-то гольдского
шамана, сильнее которого не было еще на земле.
— Да, бачка; его
шаман гонит, у него лама олешки забрал, ему свой никто не верит.
— Так, владыко, — не ровен
шаман; иные и впрямь немало тайных сил природных знают; ну да ведь и шаманы ничего… Они меня знают и иные сами ко мне людей шлют.
— Откуда же у тебя и с
шаманами приязнь?
— Как же, бачка, меня крестить? — мне много обида, бачка: зайсан придет — меня крещеного бить будет,
шаман придет — опять бить будет, лама придет — тоже бить будет и олешков сгонит. Большая, бачка, обида будет.
— А вот как: ламы буддийские на них гонение сделали, — их, этих
шаманов, тогда наши чиновники много в острог забрали, а в остроге дикому человеку скучно: с иными бог весть что деется. Ну я, грешник, в острог ходил, калачиков для них по купцам выпрашивал и словцом утешал.
«Что-де попы, — они ничего не значат и сами наших
шаманов зовут шайтана отгонять».
— Ведь на это их
шаманы слывут искусниками.
Ассоциации к слову «шаман»
Предложения со словом «шаман»
- Однако, помня давний наказ старых шаманов племени, он берег свои тайные силы, зарёкся тратить их на истоке.
- Конечно, не каждый сможет стать шаманом и служить другим, но решать большую часть своих проблем при помощи некоторых шаманских практик под силу сегодня многим, было бы желание.
- Он рассказывал, как великие шаманы прошлого могли заставить летать задние части коровьей туши, могли просверлить взглядом печень человека.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «шаман»
Значение слова «шаман»
ШАМА́Н, -а, м. Служитель культа, согласно верованиям народов с древним анимистическим мировоззрением, вступающий в общение с духами с целью ограждения людей от их козней и причиняемых ими болезней. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ШАМАН
Дополнительно