Неточные совпадения
— Тело. Плоть. Воодушевлена, но — не одухотворена — вот!
Учение богомилов — знаете? Бог дал форму — сатана душу. Страшно верно! Вот почему
в народе — нет духа. Дух создается избранными.
Только при особенном культивировании порока, как оно производится
в этих учреждениях, можно было довести русского человека до того состояния, до которого он был доведен
в бродягах, предвосхитивших новейшее
учение Ницше и считающих всё возможным и ничто не запрещенным и распространяющих это
учение сначала между арестантами, а потом между всем
народом.
— Мне не нравится
в славянофильстве
учение о национальной исключительности, — заметил Привалов. — Русский человек, как мне кажется, по своей славянской природе, чужд такого духа, а наоборот, он всегда страдал излишней наклонностью к сближению с другими
народами и к слепому подражанию чужим обычаям… Да это и понятно, если взять нашу историю, которая есть длинный путь ассимиляции десятков других народностей. Навязывать
народу то, чего у него нет, — и бесцельно и несправедливо.
— Ежели бы я был член святейшего синода, — отвечал священник, — то я прямо подал бы мнение, что никакого раскола у нас быть совсем не должно! Что он такое за
учение? На каком вселенском соборе был рассматриваем и утверждаем?.. Значит, одно только невежество
в нем укрывается; а дело правительства — не допускать того, а, напротив, просвещать
народ!
Народные чтения, читальни, издание дешевых книг, распространение
в народе здравых понятий о том, что
ученье свет, а неученье тьма — везде сумел приютиться Тебеньков и во всем дает чувствовать о своем присутствии.
То есть вы не думайте, чтоб я сомневался
в благородстве души вашей — нет! А так, знаете, я взял бы этого жидочка за пейсики, да головенкой-то бы его об косяк стук-стук… Так он, я вам ручаюсь,
в другой раз смотрел бы на вас не иначе, как со слезами признательности… Этот
народ ученье любит-с!
— Господствует
учение энциклопедистов… подкопаны все основания общественные, государственные, религиозные… затем кровь… безурядица. Что можно было из этого предвидеть?.. Одно, что
народ дожил до нравственного и материального разложения; значит, баста!.. Делу конец!.. Ничуть не бывало, возрождается, как феникс, и выскакивает
в Наполеоне Первом. Это черт знает что такое!
Тут Вибель взял со стола тетрадку, так же тщательно и красиво переписанную, как и ритуал, и начал ее читать: — «Из числа учреждений и союзов, с коими масоны приводятся
в связь, суть следующие: а) мистерии египтян, b) древние греческие элевзинские таинства, с) пифагорейский союз, d) иудейские секты терапевтов и ессеев, е) строительные корпорации римлян; но не думаю, чтобы это было справедливо; разгром, произведенный великим переселением
народов, был столь силен и так долго тянулся, что невозможно даже вообразить, чтобы
в продолжение этого страшного времени могла произойти передача каких-либо тайных
учений и обрядов.
— Знания их, — продолжал Марфин, — более внешние. Наши — высшие и беспредельные.
Учение наше — средняя линия между религией и законами… Мы не подкапыватели общественных порядков… для нас одинаковы все
народы, все образы правления, все сословия и всех степеней образования умы… Как добрые сеятели, мы
в бурю и при солнце на почву добрую и каменистую стараемся сеять…
Весь длинный 1800-летний ход жизни христианских
народов неизбежно привел их опять к обойденной ими необходимости решения вопроса принятия или непринятия
учения Христа и вытекающего из него для общественной жизни решения вопроса о противлении или непротивлении злу насилием, но только с тою разницею, что прежде люди могли принять и не принять решение, данное христианством, теперь же это решение стало неизбежно, потому что оно одно избавляет их от того положения рабства,
в котором они, как
в тенетах, запутали сами себя.
Очень много было говорено по случаю моей книги о том, как я неправильно толкую те и другие места Евангелия, о том, как я заблуждаюсь, не признавая троицы, искупления и бессмертия души; говорено было очень многое, но только не то одно, что для всякого христианина составляет главный, существенный вопрос жизни: как соединить ясно выраженное
в словах учителя и
в сердце каждого из нас
учение о прощении, смирении, отречении и любви ко всем: к ближним и к врагам, с требованием военного насилия над людьми своего или чужого
народа.
Для покорения христианству диких
народов, которые нас не трогают и на угнетение которых мы ничем не вызваны, мы, вместо того чтобы прежде всего оставить их
в покое, а
в случае необходимости или желания сближения с ними воздействовать на них только христианским к ним отношением, христианским
учением, доказанным истинными христианскими делами терпения, смирения, воздержания, чистоты, братства, любви, мы, вместо этого, начинаем с того, что, устраивая среди них новые рынки для нашей торговли, имеющие целью одну нашу выгоду, захватываем их землю, т. е. грабим их, продаем им вино, табак, опиум, т. е. развращаем их и устанавливаем среди них наши порядки, обучаем их насилию и всем приемам его, т. е. следованию одному животному закону борьбы, ниже которого не может спуститься человек, делаем всё то, что нужно для того, чтобы скрыть от них всё, что есть
в нас христианского.
Одни люди, религиозные, каких у нас
в России миллионы, так называемые сектанты, признают этот порядок ложным и подлежащим уничтожению на основании понятого
в настоящем его смысле евангельского
учения; другие считают его ложным на основании социалистических, коммунистических, анархических теорий, проникших теперь уже
в низшие слои рабочего
народа.
Да и как же покорить силою
народы, которых всё воспитание, все предания, даже религиозное
учение ведет к тому, чтобы высшую добродетель видеть
в борьбе с поработителями и
в стремлении к свободе?
И вот для проповедания этого христианского
учения и подтверждения его христианским примером, мы устраиваем среди этих людей мучительные тюрьмы, гильотины, виселицы, казни, приготовления к убийству, на которые употребляем все свои силы, устраиваем для черного
народа идолопоклоннические вероучения, долженствующие одурять их, устраиваем правительственную продажу одурманивающих ядов — вина, табаку, опиума; учреждаем даже проституцию; отдаем землю тем, кому она не нужна; устраиваем зрелища безумной роскоши среди нищеты; уничтожаем всякую возможность всякого подобия христианского общественного мнения; старательно разрушаем устанавливающееся христианское общественное мнение и потом этих-то самых нами самими старательно развращенных людей, запирая их, как диких зверей,
в места, из которых они не могут выскочить и
в которых они еще более звереют, или убивая их, — этих самых нами со всех сторон развращенных людей приводим
в доказательство того, что на людей нельзя действовать иначе, как грубым насилием.
Кажется, Макс Мюллер рассказывает про удивление одного индейца, обращенного
в христианство, который, усвоив сущность христианского
учения, приехал
в Европу и увидал жизнь христиан. Человек этот не мог прийти
в себя от удивления перед действительностью, совершенно противоположной той, которую он ожидал найти среди христианских
народов.
Но когда я говорил, что такого ограничения не сделано
в божьем законе, и упоминал об обязательном для всех христианском
учении братства, прощения обид, любви, которые никак не могли согласоваться с убийством, люди из
народа обыкновенно соглашались, но уже с своей стороны задавали мне вопрос: каким же образом делается то, спрашивали они, что правительство, которое, по их понятиям, не может ошибаться, распоряжается, когда нужно, войсками, посылая их на войну, и казнями преступников?
—
Ученье свет, а неученье тьма, товарищ. Мало ли что глупый
народ толкует! Так и надо всему верить? Ну, рассуди сам: как можно, чтоб Маринка обернулась сорокою? Ведь она родилась
в Польше, а все ведьмы родом из Киева.
Ученые
в Германии похожи на касту жрецов
в Египте: они составляют особый
народ,
в руках которого лежит дело общественного воспитания, общественного мышления, леченья,
ученья и пр.
Особенная Комиссия, из знающих людей составленная, должна была устроить их, предписать способы
учения, издавать полезнейшие для них книги, содержащие
в себе главные, нужнейшие человеку сведения, которые возбуждают охоту к дальнейшим успехам, служат ему ступению к высшим знаниям и сами собою уже достаточны для гражданской жизни
народа, выходящего из мрака невежества.
Следуя своему
учению о трех элементах цивилизации, г. Жеребцов,
в заключении своего «Опыта», дает нам определение того,
в каком положении эти три элемента находятся
в русском
народе.
С одной стороны, новое
учение должно было проникать постепенно
в сознание
народа, и о внушении его должны были стараться те лица,
в руках которых находилась власть над
народом; с другой стороны, языческие понятия и предания были слишком сильно вкоренены во всех проявлениях народного быта и оказывали сильное противодействие новым началам.
Нисколько не сочувствуя, конечно, отвращению
народа от
ученья, нельзя, однако же, с грустию не согласиться, что факт этот не подлежит ни малейшему сомнению и что даже
в наше время
в простом
народе он не утратил своего значения.
Но Поток из их слов ничего не поймет,
И
в другое он здание входит;
Там какой-то аптекарь, не то патриот,
Пред толпою
ученье проводит:
Что, мол, нету души, а одна только плоть
И что если и впрямь существует Господь,
То он только есть вид кислорода,
Вся же суть
в безначалье
народа.
Для того, чтобы хорошо прожить жизнь, надо понимать, что такое жизнь и что
в этой жизни надо и чего не надо делать. Этому учили во все времена самые мудрые и доброй жизни люди всех
народов.
Учения этих мудрых людей все
в самом главном сходятся к одному. Вот это-то одно для всех людей
учение о том, что такое жизнь человеческая и как надо проживать ее, и есть настоящая вера.
По
учению мира, властители управляют
народами и, чтобы управлять ими, заставляют одних людей убивать, казнить, наказывать других людей, заставляют их клясться
в том, что они во всем будут исполнять волю начальствующих, заставляют их воевать с другими
народами.
1) Для того, чтобы человеку хорошо прожить свою жизнь, ему надо знать, что он должен и чего не должен делать. Для того, чтобы знать это, ему надо понимать, что такое он сам и тот мир, среди которого он живет. Об этом учили во все времена самые мудрые и добрые люди всех
народов.
Учения эти все
в самом главном сходятся между собою, сходятся и с тем, что говорят каждому человеку его разум и совесть.
Учение это такое...
«Несмотря на все установленные правила для надзора за воскресными и бесплатными школами, говорилось
в объявлении, ныне положительно обнаружено,
в некоторых из них, что под благовидным предлогом распространения
в народе грамотности люди злоумышленные покушались
в этих школах развивать вредные
учения, возмутительные идеи, превратные понятия о праве собственности и безверие.
Его продолжатели совершенно позабыли про это разделение (конечно, тоже весьма спорное) и методологическую предпосылку «Богатства
народов» при помощи Бентама превратили
в общее
учение о человеке» (Булгаков С. Н. Философия хозяйства. М., 1990.
Уроки дома языков, музыки, учителя и репетиторы, вплоть до семинаристов, делали
ученье разнообразным и позволяли завязывать приятельские отношения со всем этим
народом, не исключая и семинаристов, являвшихся ко мне зимой
в тулупах, покрытых нанкой.
— Из деревни стрельбы не слыхать. Командир полка говорит: «Ну, ребята, струсил япошка, удрал из деревни! Идем ее занимать». Пошли цепями, командиры матюкаются, — «Равняйся, подлецы! Не забегай вперед!»
Ученье устроили; крик, шум, на нас холоду нагнали. А он подпустил на постоянный прицел да как пошел жарить… Пыль кругом забила,
народ валится. Полковник поднял голову, этак водит очками, а оттуда сыплют! «Ну, ребята,
в атаку!», а сам повернул коня и ускакал…
Тут-то Петр и оказал великую помощь своему
народу, сокращая срок
учения, заставляя немедленно проходить практическую школу, не оставляя долго русских людей
в страдальческом положении учеников, употребляя неимоверные усилия, чтобы относительно внешних, по крайней мере, средств не только уравнять свой
народ с образованными соседями, но и дать ему превосходство над ними, что и было сделано устройством войска и флота, блестящими победами и внешними приобретениями, так как именно это вдруг дало русскому
народу почетное место
в Европе, подняло его дух, избавило от вредного принижения при виде опередивших его
в цивилизации
народов.
Особенность положения христианских
народов нашего времени
в том, что
народы эти основали свою жизнь на том
учении, которое
в своем истинном значении разрушает эту жизнь, и это скрытое прежде значение начинает уясняться. Христианские
народы построили дом свой даже не на песке, а на тающем льду. И лед начинает таять и уже растаял, и дом валится.
Не могут не видеть потому, что то
учение Христа о любви к врагам, которое так старательно скрывалось и скрывается людьми, живущими насилием, — хотя и не вполне,
в полном и истинном его значении, а некоторыми частными проявлениями, но все-таки проникло уже
в сознание людей христианского мира и думаю, что не ошибаюсь, — особенно живо воспринято было простым рабочим русским
народом, который теперь так усердно развращается правительством.
Ответ же мой на третий вопрос, — как сделать, чтоб нужда не повторялась, состоит
в том, что для этого нужно, не говорю уже уважать, а перестать презирать, оскорблять
народ обращением с ним, как с животным, нужно дать ему свободу исповеданья, нужно подчинить его общим, а не исключительным законам, а не произволу земских начальников; нужно дать ему свободу
ученья, свободу чтенья, свободу передвижения и, главное, снять то позорное клеймо, которое лежит на прошлом и теперешнем царствовании — разрешение дикого истязания, сечения взрослых людей только потому, что они числятся
в сословии крестьян.
А между тем то, что мы, по обыкновению, называем публикою, есть,
в известном смысле, та же церковь, то есть собрание людей, связанных единством духовных интересов, и ради этих-то интересов всем нам пристойно знать об этом деле и иметь свое мнение о значении нынешнего нашего духовного суда, так как от него зависит клир, а от хорошего или дурного клира зависит развитие духовной жизни
народа, до сих пор еще весьма мало и весьма неудовлетворительно наставленного
в христианском
учении.
Николай Павлович делал смотры, парады,
учения, ходил по маскарадам, заигрывал с масками, скакал без надобности по России из Чугуева
в Новороссийск, Петербург и Москву, пугая
народ и загоняя лошадей, и когда какой-нибудь смельчак решался просить смягчения участи ссыльных декабристов или поляков, страдавших из-за той самой любви к отечеству, которая им же восхвалялась, он, выпячивая грудь, останавливал на чем попало свои оловянные глаза и говорил: «Пускай служат.
«Научный» социализм возник и вошел
в мысль и жизнь
народов Европы не как демократическое
учение.
Повторялось это много раз
в истории, но никогда, я думаю, этот разлад между образом жизни людей, отставших от религиозного уяснения смысла жизни и вытекающего из него руководства поведения, не был так велик, каков он теперь среди христианских
народов, не принявших открытого им христианского
учения в истинном его значении и вытекающего из этого
учения руководства поведения, а живущих и продолжающих жить прежней языческой жизнью.
Учение о жизни — то, что у всех
народов до нашего европейского общества всегда считалось самым важным, то, про что Христос говорил, что оно единое на потребу, — это-то одно исключено из нашей жизни и всей деятельности человеческой. Этим занимается учреждение, которое называется церковью и
в которое никто, даже составляющие это учреждение, давно уже не верят.
Именно то, что эти
народы, вследствие того, что приняли самую высокую для своего времени религию, лишились всякой религии и пали
в своем религиозном и нравственном состоянии ниже людей, исповедующих гораздо более низкие или даже самые грубые религиозные
учения.
В том извращенном виде,
в котором христианское
учение было предложено языческим
народам, оно представлялось им только как некоторое смягчение грубости понимания божества, как более высокое понимание назначения человека и требований нравственности.
Так называемых «новгородских еретиков», которые были то же самое, что впоследствии секты Бакшина, Висковатова, Тверитинова, а
в настоящее время молоканы, огласили «жидовствующими», ради отвращения
народа от их
учения, этого отпрыска реформационных идей, волновавших тогда умы
в Западной Европе,
учения, которое
в самое короткое время было так распространено
в России, что многие лица, стоявшие на самых высших ступенях общественной иерархии, открыто его приняли.
Христос
в противоположность жизни временной, частной, личной учит той вечной жизни, которую по Второзаконию бог обещал израилю, но только с той разницею, что, по понятию евреев, жизнь вечная продолжалась только
в избранном
народе израильском и для приобретения этой жизни нужно было соблюдать исключительные законы бога для израиля, а по
учению Христа жизнь вечная продолжается
в сыне человеческом, и для сохранения ее нужно соблюдать законы Христа, выражающие волю бога для всего человечества.
Как ни странно это покажется, но нельзя не сказать, что верование
в будущую личную жизнь есть очень низменное и грубое представление, основанное на смешении сна со смертью и свойственное всем диким
народам, и что еврейское
учение, не говоря уже о христианском, стояло неизмеримо выше его.
Я не мог верить, чтобы чисто языческое, не имеющее ничего христианского, содержание молитвенника было сознательно распространяемое
в народе церковью
учение. Чтобы проверить это, я купил все изданные синодом или «с благословения» его книги, содержащие краткие изложения церковной веры для детей и
народа, и перечитал их.
Так что если бы решение вопроса об освобождении себя от извращенного христианского
учения и вытекающего из него допущения насилия, нарушающего любовь, и признание христианского
учения в его истинном значении зависело только от людей цивилизованных, пользующихся
в нашем обществе
в материальном отношении лучшим,
в сравнении с большинством рабочего
народа, положением, то предстоящий переход людей от жизни, основанной на насилии, к жизни, основанной на любви, еще не был бы так близок и настоятелен, как он близок и настоятелен теперь и особенно у нас
в России, где огромное большинство
народа, более двух третей, еще не развращено ни богатством, ни властью, ни цивилизацией.
Но пришло время и свет истинного
учения Христа, которое было
в Евангелиях, несмотря на то, что церковь, чувствуя свою неправду, старалась скрывать его (запрещая переводы Библии), — пришло время, и свет этот через так называемых сектантов, даже через вольнодумцев мира проник
в народ, и неверность
учения церкви стала очевидна людям, и они стали изменять свою прежнюю, оправданную церковью жизнь на основании этого помимо церкви дошедшего до них
учения Христа.
Сознание о разнородности религиозных разномыслий русского
народа, по отношению к их
учению и взгляду на общественные связи, а не по отношению к внешним обрядам, возникло только
в нынешнем столетии,
в ближайшее к нам время.
Разлад этот
в жизни христианских
народов в особенности велик, я думаю, потому, что объяснение понимания жизни, внесенное христианством
в сознание
народов, слишком далеко опередило склад жизни
народов, принявших его, а потому и вытекающее из него руководство поведения было слишком противоположно не только личным привычкам людей, но и всему складу жизни языческих
народов, принявших христианское
учение.