Неточные совпадения
Но философия
ценностей у Ницше противоречива и неоправданна, вследствие биологической окраски его философии и ви́дения
смысла жизни
в воле к могуществу.
Всякая вера, вера
в истину,
в смысл,
в ценность,
в высоту есть лишь вера
в Бога.
В знании творческим, созидающим
ценности фактором является Логос, большой разум,
смысл и солнце мира.
Лишь рационалистическое рассечение целостного человеческого существа может привести к утверждению самодовлеющей теоретической
ценности знания, но для познающего, как для существа живого и целостного, не рационализированного, ясно, что познание имеет прежде всего практическую (не
в утилитарном, конечно,
смысле слова)
ценность, что познание есть функция жизни, что возможность брачного познания основана на тождестве субъекта и объекта, на раскрытии того же разума и той же бесконечной жизни
в бытии, что и
в познающем.
Что же такое есть знание,
в чем его
ценность, если смотреть на само знание как на бытие, на
смысл познания как на осуществляющийся
в бытии?
Как бы то ни было, но финансовый вопрос есть
в настоящую минуту самый жгучий вопрос для нашей интеллигенции. Умея только распоряжаться и не умея"делать", мы оказываемся совершенно бессильными относительно созидания новых
ценностей, и какие предприятия мы ни затевали
в этом
смысле — всегда и везде, за очень малыми исключениями, оказывался, по выражению Дракина,"кавардак". Но этого мало: мы не умеем обращаться даже с теми
ценностями, которые дошли до наших рук независимо от наших усилий…
Живая жизнь не может быть определена никаким конкретным содержанием.
В чем жизнь?
В чем ее
смысл?
В чем цель? Ответ только один:
в самой жизни. Жизнь сама по себе представляет высочайшую
ценность, полную таинственной глубины. Всякое проявление живого существа может быть полно жизни, — и тогда оно будет прекрасно, светло и самоценно; а нет жизни, — и то же явление становится темным, мертвым, и, как могильные черви,
в нем начинают копошиться вопросы: зачем? для чего? какой
смысл?
Между тем, вчера он недоумевал, как можно ставить жизни вопросы об ее
смысле и
ценности; вселенная говорила ему. «жизнь и блеск!» Сегодня же она, сама
в себе нисколько не изменившаяся, говорит ему: «погребение!» И напрасны попытки силою представления и воспоминания удержаться при вчерашнем жизнеотношении; то, что вчера было полно покоряющей душу убедительности, сегодня превратилось
в мертвые слова, брезгливо отвергаемые душою.
Кто жив душою,
в ком силен инстинкт жизни, кто «пьян жизнью», — тому и
в голову не может прийти задавать себе вопрос о
смысле и
ценности жизни, и тем более измерять эту
ценность разностью между суммами жизненных радостей и горестей.
Объективной истины не существует. Нелепо искать объективных
ценностей. «Как будто
ценности скрыты
в вещах, и все дело только
в том, чтоб овладеть ими!» — иронизирует Ницше.
Ценности вещей скрыты не
в вещах, а
в оценивающем их человеке. «Нет фактов, есть только интерпретации». Поскольку дело идет об оценке жизни, о выяснении ее «
смысла», это, несомненно, так.
В чем основная истина жизни?
В чем
ценность жизни,
в чем ее цель, ее
смысл? Тысячи ответов дает на эти вопросы человек, и именно множественность ответов говорит о каком-то огромном недоразумении, здесь происходящем. Недоразумение
в том, что к вопросам подходят с орудием, совершенно непригодным для их разрешения. Это орудие — разум, сознание.
«Новой гордости научило меня мое «Я», — говорит Заратустра, — ей учу я людей: больше не прятать головы
в песок небесных вещей, но свободно нести ее, земную голову, которая творит для земли
смысл!» Ницше понимал, что неисчерпаемо глубокая
ценность жизни и религиозный ее
смысл не исчезают непременно вместе со «смертью бога».
Но это совсем не значит, что универсальное, что универсальные идеи и
ценности лишь субъективны
в старом
смысле слова.
Необходимо яснее понять, что значит объективация творчества
в ценностях культуры и
в каком
смысле нужно восставать против нее.
Человек свободен
в отношении к добру и к
ценности не только
в том
смысле, что он может их реализовать или не реализовать.
Из всех родов познания познание этическое есть наиболее бесстрашное и наиболее горькое, ибо
в нем раскрывается
ценность и
смысл жизни и
в нем же разверзается грех и зло.
Ценность нравственная
в узком
смысле слова сталкивается с
ценностью познавательной или эстетической,
ценности жизни личной с
ценностью жизни сверхличной, исторической.
Человек свободен
в смысле творческого соучастия
в деле Божьем,
в смысле творчества добра и
в смысле творчества новых
ценностей.
В сущности, учение, которое видит
смысл и
ценность брака
в деторождении и продолжении рода, должно признать эрос
в отношениях мужчины и женщины, от элементарных форм полового влечения до высших форм любви, иллюзией и самообманом.
Вопросы о
ценности жизни, о
смысле ее перед лицом неизбежной смерти, — вопросы, занимавшие
в его произведениях и раньше центральное место, — теперь встают перед ним с настойчивостью небывалою.
Аристократическая (
в метафизическом, а не социальном
смысле слова) мораль есть мораль
ценности, качества, индивидуальности, творчества.
Демократизм (
в метафизическом, а не социальном
смысле слова) глубоко буржуазен, ибо ставит благополучие и устроение людей выше
ценности, количество выше качества, средне-общее выше индивидуального, распределение выше творчества.
Сама истина противится миру, каков он есть, каким он дан, иначе она не была бы
ценностью,
смыслом, иначе не жил бы
в ней Логос.
Наука о
ценностях есть
в конце концов один из видов метафизики сущего, метафизики
смысла мира, и всего менее научной.
Творчество не есть самосозидание и самосовершенствование
в смысле йоги, христианской святости или толстовства, не есть и созидание культурных
ценностей в «науках и искусствах».
Решившись вести дело именно
в этом
смысле, и уверенный
в успехе, Николай Леопольдович на другой же день заключил с Луганским у петербургского нотариуса Ивановича условие, по которому получал 30 % с
ценности имений при поступлении их
в полную собственность и распоряжение Луганского, из каковой
ценности должна быть вычтена сумма, имеющая,
в случае надобности, быть выданной Антонине Луганской, если дело окончится миром. Луганский, со своей стороны, выдал ему полную доверенность.
Для классового социализма, претендующего на творчество новой культуры, фатально то, что все высшие
ценности,
ценности духовной культуры,
ценности «наук и искусств» созданы буржуазией
в социально-классовом
смысле.