Неточные совпадения
Прежде, если бы Левину сказали, что Кити умерла, и что он умер с нею вместе, и что у них дети ангелы, и что Бог тут пред ними, — он ничему бы не удивился; но теперь, вернувшись в
мир действительности, он делал большие усилия мысли, чтобы понять, что она жива, здорова и что так отчаянно визжавшее существо есть сын его.
Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного
мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою
действительностью. Это могло бы составить тему нового рассказа, — но теперешний рассказ наш окончен.
— Вот явились люди иного строя мысли, они открывают пред нами таинственное безграничие нашей внутренней жизни, они обогащают
мир чувства, воображения. Возвышая человека над уродливой
действительностью, они показывают ее более ничтожной, менее ужасной, чем она кажется, когда стоишь на одном уровне с нею.
Мысли этого порядка развивались с приятной легкостью, как бы самосильно. Память услужливо подсказывала десятки афоризмов: «Истинная свобода — это свобода отбора впечатлений». «В
мире, где все непрерывно изменяется, стремление к выводам — глупо». «Многие стремятся к познанию истины, но — кто достиг ее, не искажая
действительности?»
«Все в
мире стремится к более или менее устойчивому равновесию, — напомнил он себе. —
Действительности дан революционный толчок, она поколебалась, подвинулась вперед и теперь…»
Он только оскорблялся ежеминутным и повсюдным разладом
действительности с красотой своих идеалов и страдал за себя и за весь
мир.
Принципиально допустима возможность духовной жизни без материальных знаков и орудий, но это предполагает иной уровень духовной
действительности, которого не достигло сейчас человечество и
мир.
По Фихте субъект теоретически, в мысли, создает
мир; у Маркса же он должен в
действительности создать, переделать
мир, радикально преобразить его.
Человек живет в разных, часто фиктивных
мирах, не соответствующих, если их взять в отдельности, сложной и многообразной
действительности.
Но политика их есть сплошное применение абсолютного к относительному, абсолютизация относительных и материальных вещей этого
мира, пользование отвлеченными категориями для конкретной
действительности.
Слушай: в снах, и особенно в кошмарах, ну, там от расстройства желудка или чего-нибудь, иногда видит человек такие художественные сны, такую сложную и реальную
действительность, такие события или даже целый
мир событий, связанный такою интригой, с такими неожиданными подробностями, начиная с высших ваших проявлений до последней пуговицы на манишке, что, клянусь тебе, Лев Толстой не сочинит, а между тем видят такие сны иной раз вовсе не сочинители, совсем самые заурядные люди, чиновники, фельетонисты, попы…
За малым и раздельным в
мире я вижу духовную
действительность, из которой проливается свет на все.
Чтобы жить достойно и не быть приниженным и раздавленным мировой необходимостью, социальной обыденностью, необходимо в творческом подъеме выйти из имманентного круга «
действительности», необходимо вызвать образ, вообразить иной
мир, новый по сравнению с этой мировой
действительностью (новое небо и новую землю).
Мне иногда думается, что эту книгу я мог бы назвать «Мечта и
действительность», потому что этим определяется что-то основное для меня и для моей жизни, основной ее конфликт, конфликт с
миром, связанный с большой силой воображения, вызыванием образа
мира иного.
Государство есть довольно низменное явление мировой
действительности, и ничто, похожее на государство, не переносимо на отношения между Богом и человеком и
миром.
Моя оценка романа связана со способностью автора заставить меня войти в свой
мир, иной, чем окружающая постылая
действительность.
Но так называемые классические в смысле совершенства продукты творчества, в сущности, всегда говорят о
мире ином, чем эта мировая
действительность, и упреждают преображение
мира.
Я старался выйти из затруднения путем привычки, которая, создавая иллюзию как бы освобождения от материального
мира, в
действительности освобождает лишь от усилий, которых требует сопротивление материального
мира.
В течение четырех лет перед глазами «славяночки» развернулся целый
мир, громадный и яркий, перед которым запольская
действительность казалась такою ничтожной.
В
действительности в русском аморализме, как уже было сказано, есть сильный моральный пафос, пафос негодования против царящего в
мире зла и неправды, пафос, устремленный к лучшей жизни, в которой будет больше правды: в нигилизме сказался русский максимализм.
Кант так далеко заходит в своем рационализме, что для него вся
действительность, все живое бытие есть продукт знания, мышления:
мир созидается категориями субъекта, и ничто не в силах из этих тисков освободиться, ничего не является само по себе, независимо от того, что навязывается субъектом.
Этот новый пустынножитель создает себе иной
мир, ни в чем не похожий на низкую современную
действительность, отдается ему с готовностью пожертвовать своей жизнью.
И Лосский принужден допустить, что бытие входит в знание, в суждение, разрывая пространство и время, что
действительность дана нам вне времени и вне пространства, что в суждении присутствует и то, что было 1000 лет тому назад, и то, что находится на другом конце
мира.
Именно те, которые переносят веру и мистику исключительно в субъективную
действительность человеческого духа, те, которые отрицают мистическую реальность бытия и пути соединения с ней, отрицают чудесную тайну преосуществления в
мире объективном, в мировой душе, те должны быть признаны рационалистами.
Прозревается в творчестве то, чего нет в «
мире сем», в природной
действительности.
Актом нашей умопостигаемой воли, в таинственной глубине бытия, до времени, предмирно совершили мы избрание этого
мира, поверили в него, определили себя к бытию в данной
действительности, связались с этим
миром тысячами нитей.
Для данного
мира действительности,
мира видимого, объекта знания, волевой акт свободного избрания, т. е. акт веры, уже совершен, совершен в таинственной глубине бытия; для
мира же иного,
мира невидимых вещей, мы вновь должны совершить акт свободного волевого избрания, избрания того
мира предметом своей любви, т. е. акт веры.
Постепенно уходит он от
мира, уединяется, окружает себя иным
миром любимых книг, произведений искусства, запахов, звуков, создает себе искусственную чувственную обстановку, иллюзию иного
мира,
мира родного и близкого. Des Esseintes грозит гибель, доктор требует, чтоб он вернулся к обыкновенной здоровой жизни, но он не хочет идти ни на какие компромиссы с ненавистной
действительностью.
Подмена же веры знанием в данных условиях
мира есть отказ от свободного выбора, есть трусость перед опасностью, перед проблематическим, предпочтение гарантированного и безопасного, т. е. жизнь под принуждением данной природной
действительности.
Познание наше болезненно не потому, что субъект конструирует объект, опосредствывает, что опыт есть лишь наше субъективное состояние или что знание есть лишь копия, отражение
действительности, причем наш познавательный механизм оказывается кривым зеркалом, а потому, что все бытие наше болезненно, что
мир греховен, что все в
мире разорвано.
В основе
мира лежит Разум, который одинаково действует и в субъективной
действительности мышления, и в объективной
действительности бытия.
Мир творчества теургического есть более подлинный, более реальный
мир, чем природная
действительность.
Отрывая вдруг человека от окружающей его среды, все равно, любезной ему или даже неприятной, от постоянно развлекающей его множеством предметов, постоянно текущей разнообразной
действительности, она сосредоточивает его мысли и чувства в тесный
мир дорожного экипажа, устремляет его внимание сначала на самого себя, потом на воспоминание прошедшего и, наконец, на мечты и надежды — в будущем; и все это делается с ясностью и спокойствием, без всякой суеты и торопливости.
Что так старательно развивалось и подготовлялось Раисой Павловной в течение нескольких лет, Прейном было кончено разом: одним ударом Луша потеряла чувство
действительности и жила в каком-то сказочном
мире, к которому обыденные понятия и мерки были совершенно неприложимы, а прошлое являлось каким-то жалким, нищенским отребьем, которое Луша сменяла на новое, роскошное платье.
Казалось (да и в
действительности так было), что причина всех бедствий заключается единственно в Бонапарте, этом постыднейшем из бандитов, когда-либо удручавших
мир позором своего тяготения.
Вот отчего эта задумчивость и грусть без причины, этот сумрачный взгляд на жизнь у многих женщин; вот отчего стройный, мудро созданный и совершающийся по непреложным законам порядок людского существования кажется им тяжкою цепью; вот, одним словом, отчего пугает их
действительность, заставляя строить
мир, подобный
миру фата-морганы.
Ребенка старательно обманывают в самом важном деле в жизни, и когда обман так сросся с его жизнью, что уже трудно оторвать его, тогда перед ребенком открывают весь
мир науки и
действительности, который никаким образом не может совместиться с внушенными ему верованиями, предоставляя ему разбираться самому, как он умеет, в этих противоречиях.
И как стоит человеку во сне только сделать усилие сознания и спросить себя: да не сон ли это? для того, чтобы мгновенно разрушилось казавшееся ему таким безнадежным положение и он проснулся бы к спокойной и радостной
действительности, точно так же и современному человеку стоит только сделать усилие сознания, усомниться в
действительности того, что ему представляет его собственное и окружающее его лицемерие, и спросить себя: да не обман ли это? чтобы он почувствовал себя тотчас же перешедшим так же, как и проснувшийся человек, из воображаемого и страшного
мира в настоящую, спокойную и радостную
действительность.
В самой последней степени унижения, среди самой грустной, подавляющей сердце
действительности, в компаньонках у одной старой, беззубой и брюзгливейшей барыни в
мире, виноватая во всем, упрекаемая за каждый кусок хлеба, за каждую тряпку изношенную, обиженная первым желающим, не защищенная никем, измученная горемычным житьем своим и, про себя, утопающая в неге самых безумных и распаленных фантазий, — она вдруг получила известие о смерти одного своего дальнего родственника, у которого давно уже (о чем она, по легкомыслию своему, никогда не справлялась) перемерли все его близкие родные, человека странного, жившего затворником, где-то за тридевять земель, в захолустье, одиноко, угрюмо, неслышно и занимавшегося черепословием и ростовщичеством.
Правда, и он имел горькие столкновения с
миром практическим; бедность, неудачи крепко давили его, но он от этого еще менее узнал
действительность.
Впрочем, я так далеко зашел, что
действительность совершенно тонула в целом
мире вымыслов и галлюцинаций.
Бедны ее образы, потому что материалы, представляемые ей
действительностью, так однообразны; но и с этими скудными средствами ее воображение работает неутомимо и уносит ее в новый
мир, тихий и светлый.
Он все еще жил в
мире сказок, но безжалостная рука
действительности уже ревностно рвала красивую паутину чудесного, сквозь которую мальчик смотрел на все вокруг него.
Но чем далее в будущее простирается замысел, чем более должен он опираться на событиях, еще не совершившихся, а только задуманных, тем глубже уходит он из
мира действительности в область фантазии.
Напротив того, из определения «прекрасное есть жизнь» будет следовать, что истинная, высочайшая красота есть именно красота, встречаемая человеком в
мире действительности, а не красота, создаваемая искусством; происхождение искусства должно быть при таком воззрении на красоту в
действительности объясняемо из совершенно другого источника; после того и существенное значение искусства явится совершенно в другом свете.
Когда мы смотрим на
действительность, она сама занимает нас собою, как нечто совершенно самостоятельное, и редко оставляет нам возможность переноситься мыслями в наш субъективный
мир, в наше прошедшее.
И вообще надобно сказать, что мысль, будто бы «прекрасное редко встречается в
действительности», основана на смешении понятий «вполне» и «первое»: вполне величественных рек очень много, первая из величественных рек, конечно, одна; великих полководцев много, первым полководцем в
мире был кто-нибудь один из них.
Вообще говоря, произведения искусства страдают всеми недостатками, какие могут быть найдены в прекрасном живой
действительности; но если искусство вообще не имеет никаких прав на предпочтение природе и жизни, то, быть может, некоторые искусства в частности обладают какими-нибудь особенными преимуществами, ставящими их произведения выше соответствующих явлений живой
действительности? быть может даже, то или другое искусство производит нечто, не имеющее себе соответствия в реальном
мире?
А только с подобной точки зрения, не находящей себе подтверждения в действительных чувствах и суждениях человека, и может эстетика утверждать, будто бы в
мире действительности красота есть явление редкое.
Всякий может себе представить мое положение: в первое мгновение я потерял сознание и находился в переходном состоянии человека между сном и
действительностью, когда путаются предметы обоих
миров.